Всё чаще в кабинетах российских министров встает вопрос о создании морского канала, который станет альтернативой Панамскому. Одна только мысль об этом приводит в истерику политиков США. Какие планы вырисовываются у России в отношении Никарагуа и почему это так тревожит Америку, обсудим в статье.
Первая попытка построить морской путь в Никарагуа
Еще в 1979 году Советский Союз обратил пристальное внимание на Никарагуа, поняв все геополитические преимущества этой страны. Однако события того времени не дали этому сотрудничеству развиться. И только в 2011 году РФ и Никарагуа заключили военно-технический договор. В чем же интерес России?
В 2015 году китайский консорциум HKND Group начал строительство морского канала в Никарагуа. По проекту он должен был превосходить Панамский по глубине и ширине. В том же году вблизи берегов появились российские военные корабли. Воздушное пространство начали патрулировать отечественные истребители. Вашингтон забил тревогу и всячески пытался препятствовать строительству канала.
Преимущества, которые даст новый морской путь
Никарагуанский канал обеспечил бы Китаю легкий доступ к венесуэльской нефти и другим товарам из Южной Америки. Для России он был бы лишь дополнительным морским путем, который соединяет два океана. Для самой Никарагуа это строительство несло большие перспективы. Страна могла стать одним из самых важных транзитных пунктов в мире.
Гегемония США оказывается под угрозой
Западу это было невыгодно. Панамский канал обеспечивал Америке экономический контроль на всем западном полушарии. Соединенные Штаты практически монопольно руководили морской торговлей на двух концах света. Поэтому американцы развязали масштабную пиар-кампанию против строительства нового канала.
Дошло до того, что Штаты потребовали предоставить им всю информацию о проекте и проведении тендеров, несмотря на то, что Никарагуа официально — независимое и самостоятельное государство. Америка же по неизвестной причине всегда считала все западные территории местом своего безоговорочного влияния.
Роль России в строительстве канала через Никарагуа
Этим и объясняется появление военной техники и специалистов из России. РФ выступила в роли посредника, который обеспечивал безопасность строительства нового пути. Тем самым Россия демонстрировала свою приверженность к многополярному миру и в то же время протест мировому монополизму и двойным стандартам.
Однако, подняв большую шумиху и спонсируя народные восстания в Никарагуа, в 2018 году Америка добилась приостановления строительства. Но сегодня вопрос о продолжении постройки никарагуанского пути становится всё более актуальным. Его создание означает конец вашингтонской гегемонии. Будут открыты новые пути развития для стран Южной Америки, из которых далеко не все поддерживают нынешнюю политику Штатов. Многие из них видят перспективы в сотрудничестве с Россией и Китаем, так как они могут стать гарантами новой системы.
При возобновлении работы над проектом канала РФ может занять более значимую позицию. Так как многие страны уже воспринимают Россию как военно-техническую державу, способную бросить вызов объединенному Западу и выстоять без существенных потерь.
Андрей Андреев