Четверг, 30 июня 2022 года, Киев наверняка прямо сегодня объявит днем своей крупнейшей победы, сравнимой разве что с вынужденным отходом российских войск от столицы Украины минувшей весной. Потому что в этот день мы, после ряда кровопролитных сражений, оставили расположенный вблизи Одессы остров Змеиный, о стратегическом значении которого в России почти четыре месяца спецоперации сказано масса слов и исписаны горы бумаги.
Министерство обороны РФ, обнародовавшее эту новость, пытается представить произошедшее исключительно в качестве нашего «шага доброй воли». Мол, таким образом Россия хочет показать, что не мешает усилиям ООН организовать вывоз сельхозпродукции с Украины и не позволит ее властям спекулировать на этой теме.
Увы, всем понятно, что со стороны Москвы это обычное военно-политическое лукавство. Мы долго мертвой хваткой держались за Змеиный потому, что, как казалось, этот остров может послужить отличным плацдармом для проведения ВС РФ десантной операции по овладению Одессой.
С этого крохотного клочка скалистой суши, площадью всего в 0,205 квадратных километра (расстояние между крайними точками ничтожные 615 и 560 метров), если бы нам удалось установить на нем артиллерийские системы и РСЗО большой дальности, легко было бы оказывать огневую поддержку нашей наступающей на город-герой морской пехоте. И даже прикрывать ее удар с воздуха комплексами ПВО «Тор-М2У», которые под прикрытием пары ЗРАК «Панцирь-М1» были установлены на Змеином почти сразу же после того, как тот еще в конце февраля перешел в руки России.
Кроме того, отсюда всего 35 километров до устья Дуная, по которому проходит граница между Румынией и Одесской областью Украины. Поэтому, справедливо указывала не только «Свободная пресса», но и множество других военных экспертов, тот, кто контролирует Змеиный, по сути, в информационном смысле контролирует и весь северо-запад Черного моря. Для этого требуется всего лишь как-то втиснуть в эти скалы несколько станций радиолокационного наблюдения и радиоэлектронной борьбы. Хотя надо признать — втиснуть непросто, учитывая, что площадь Змеиного меньше, чем у иных московских супермаркетов.
Однако теперь об этом, выходит, рассуждать нет никакого смысла. Теперь Москва вынуждена признать, что тактические преимущества, проистекающие из географической близости острова к Одессе, самым роковым образом обернулись для нас своей противоположностью. Потому что и Украине эта близость точно такие же возможности для нанесения огневого поражения небольшому гарнизону острова. А укрываться ему там практически негде за исключением спешно отрытых капониров, окопов и щелей.
Впервые это стало ясно еще 7−8 мая нынешнего года, когда ВСУ предприняло первый масштабный штурм острова. Он, напомню, был отбит с катастрофическими потерями для противника. Киев потерял в тот раз десятки элитных бойцов украинских Сил специальных операций, три боевых катера, три фронтовых бомбардировщика Су-24, один истребитель Су-27, один вертолет огневой поддержки Ми-24 и три транспортно-боевых Ми-8 с десантом на борту.
Серьезными оказались и потери нашей страны в том скоротечном сражении. В одном только Севастополе в последующие дни были похоронены несколько моряков Черноморского флота, павших на Змеином.
Было абсолютно понятно, что Украина от острова не отступится, полагая, что он превратился в своеобразную ловушку для российских военных. Так и случилось. 20 июня достаточно масштабная атака повторилась. В ней участвовали, по сведениям оборонного ведомства РФ, свыше 15 разведывательных и ударных БПЛА, 13 из которых удалось сбить.
Но главное — в отличие от прежнего удара на сей раз планировщики из Генштаба ВСУ упор сделали на артиллерийские средства, которые к тому времени за счет поставок с Запада у них качественно улучшились. В частности, есть предположение, что огонь по Змеиному вели переданные из США Украине РСЗО типа HIMARS и 155-мм гаубицы с предельной дальностью стрельбы до 40 километров и вероятным круговым отклонением от цели всего в пять метров.
Разведка Украины утверждала, что наши военные и на этот раз понесли большие потери. В подтверждение были представлены спутниковые снимки, на которых хорошо видны следы взрывов или пожаров, совпадающих с зафиксированными прежде местами расположения российских комплексов ПВО.
Всякому непредвзятому наблюдателю стало окончательно ясно, что с появлением у Украины новых систем вооружений уязвимость Змеиного резко возросла. Потому что, допустим, крылатую ракету или ту, которой стреляют РСЗО, поразить как-то можно. А вот гаубичные снаряды — никак. От них можно попытаться только укрыться. Но куда?
Параллельно на том же направлении шел и другой тревожный для нас процесс. Запад начал поставки Киеву достаточно современных противокорабельных крылатых ракет, среди которых выделяются норвежские NSM (Naval Strike Missile). А еще — американские «Гарпуны». Парижем к тому же обещаны и его «Экзосеты».
Каждая из перечисленных ракетных систем легко перекрывает любые подходы к Змеиному с моря. Используемые вместе, они на подходах к острову создают густой «частокол», сквозь который российским кораблям и вспомогательным судам просто не продраться. А значит — этот ракетный щит отрезает гарнизон Змеиного от линий снабжения со стороны Крыма.
Есть неподтвержденные данные, что в связи с возникшей опасностью Черноморский флот в последние недели пытался осуществлять снабжение защитников Змеиного подводными лодками. Прямо как в последние дни осажденного гитлеровцами Севастополя в 1942 году. Но много ли так наснабжаешь?
Не сомневаюсь: именно поэтому, а не исходя из чьей-то доброй воли, в действительности нам пришлось оставить Змеиный. Но зато теперь из нашей головной боли он снова превратился в сильнейшую головную боль для Киева. Потому что украинцам оборонять этот каменистый «пятачок» будет ничуть не легче, чем нам до 30 июня.
Даже невзирая на огневую поддержку ВСУ из Одессы, в случае нужды штурмовой авиацией, «Калибрами» и «Искандерами» разнести на «острове невезения» все в пух и прах для ВС РФ дело пары часов. Дали бы только команду.
А когда ее могут дать? Полагаю, как только вопрос с освобождением Одессы из сугубо теоретической пока плоскости российским Генштабом будет переведен в жесткую повестку дня спецоперации. Что обязательно случится.
Вот тогда все быстро вернется на «круги своя». Змеиный мы без особых хлопот вернем, когда это будет действительно необходимо России. И правильно. Ни к чему попусту класть там наших людей. Вернем этот остров вместе с Одессой.
Сергей Ищенко