Лидеры группы ведущих развитых экономик G7 собрались в воскресенье в Баварских Альпах, в великолепном замке Эльмау рядом с Мюнхеном — за три дня им предстоит решить, что делать со всем, что происходит в мире. А в мире происходят вещи, с которыми Большая Семерка предпочла бы не сталкиваться, начиная от структурного экономического кризиса и заканчивая событиями на Украине.
Главная беда США и ее шестерок заключена в том, что никто из них до сих пор не осознает всей серьезности происходящего. По отдельности вроде бы все понятно: вот кризис с энергией в Европе, вот кризис с бензином в Америке, вот кризис с едой в Африке и бедной части Азии — и никто из мировых лидеров не способен сложить два и два, чтобы получить цельную картину. В этот раз перед Большой Семеркой стоят две задачи: сдержать и больно наказать Россию; решить, что делать с Китаем — причем вторая задача кажется куда более приоритетной.
С русскими все очень непонятно: чем больше Запад их наказывает, тем больше испытывает страданий. Начиналось все очень безобидно — была поставлена задача отрезать нас от доходов за экспорт энергоносителей. Экспорт мы уменьшили, — во всяком случае на Запад — доходы только выросли и продолжают расти дальше. Чем больше режешь, тем больше остается — парадокс сырьевой российской экономики в представлении западных экспертов.
Шесть пакетов санкций и рестрикций — это вам не лобио кушать. Русскую нефть и русский газ приходится вырывать из собственного рта, давно привыкшего жрать в три горла — и что характерно, в мире не наблюдается очередь из желающих набить этот рот за денежку малую. Наоборот, мир смотрит на происходящее, как на аттракцион невиданной щедрости — благодаря санкциям, Запад вынужден покупать энергоресурсы по самым конским ценам.
Отправляясь в Эльмау, Отец Деменций из США бодро прочирикал в Твиттере следующее: «G7 объявит, что мы все вместе запретим импорт российского золота, крупного экспорта, который приносит России десятки миллиардов долларов.»
Как говорится, в добрый путь и скатертью по попе: лидеры свободного мира забыли, что золото — это не только средство накопления и повод почахнуть над ним, но и ценный промышленный материал. Из четырех десятков стран-лидеров по добыче золота мы уверенно занимаем второе место (331,1 тонн), уступая только Китаю (368,3 тонн) — на третьем месте австралийцы (327,8 тонн), которых мы уверенно обошли на повороте в 2021 году. На четвертом месте Америка, но ее добыча почти в два раза уступает китайцам и русским — 190,2 тонн в год.
Но вот чем Большой Семерке действительно стоило бы озаботиться, так это положением некоторых стран Евросоюза — те из них, кто отказался от новой схемы оплаты за российский газ, исчерпают свои хранилища уже в сентябре этого года. Немцам при нынешнем уровне поставок запасов хватит до начала января — и это при условии, что Германия полностью остановит свою промышленность
Обсуждаемое G7 предложение предусматривает использование налоговых средств для проектов по добыче природного газа в качестве ответа на действия России на Украине, что потенциально противоречит климатическим обязательствам группы.
В проекте раздела коммюнике, который еще предстоит согласовать лидерам G7, признается, что «поддерживаемые общественностью» инвестиции в проекты по добыче природного газа “необходимы” для преодоления нынешнего энергетического кризиса, если они позволят избежать десятилетий зависимости от ископаемого топлива и срыва усилий по ограничению глобального потепления, по словам двух человек, которые видели проект.
Категорически поддерживаю последнее предложение. После того, как идея по ограничению стоимости злобного тоталитарного экспорта из России полностью провалилась, осталось только нагрузить новыми налогами собственных потребителей. Общество примет новую идею с нескрываемым восторгом и обязательно устроит празднование с фейерверками из полицейских машин в особо умных государствах с с особо умными властями.
Группа, в которую входят семь экономических держав и ЕС, обязалась быстро очистить свою экономику от ископаемого топлива в течение этого десятилетия, подписав за последний год несколько деклараций, направленных на создание более безопасного климата. Но когда лидеры прибудут в баварский замок Шлосс Эльмау в воскресенье, они будут находиться под конкурирующим давлением, требующим решения проблемы резкого роста цен на энергоносители и усилий по освобождению ЕС от его энергетической зависимости от России.
Это заставило правительства нескольких стран Европы перезагрузить угольные электростанции и искать новые источники газа.
Европейские лидеры, в первую очередь принимающая сторона G7 и канцлер Германии Олаф Шольц и премьер-министр Италии Марио Драги, обхаживают африканские страны, которые хотят построить экспортную отрасль природного газа в Европу. В четверг Евросоюз и Норвегия также заключили соглашение об увеличении поставок газа.
Вот в чем проблема: Африку не дают окучивать Россия и Китай, свои же европейские месторождения давно прошли пик добычи, Алжир смотрит в сторону русских, нигерийцы смотрят туда же, а запасы газа у побережья Египта и Израиля не способны покрыть все запросы Евросоюза.
Голландский Гронинген должны были закрыть в июне 2022 года, поскольку голландцев очень пугают начавшиеся землетрясения. Вместо этого закрытие передвинули на год, оставив уровень добычи в 2,5 млрд кубометров вместо 10 млрд ежегодно — грубо говоря, кроме России газ взять просто негде.
Можно было бы коллективно сломать Катар и заставить его поставлять еще больше газа, но эмир, да продлит Аллах его дни, уперся всеми рогами и копытами — катарцам нужны долгосрочные контракты с понятной нормой прибыли, а они запрещены третьим энергопакетом Евросоюза.
Но главная задача саммита Америки и ее шестерок заключена в том, что необходимо принять вменяемое решение по противодействию Китаю — и тут у Америки и большинства шестерок прямо противоположные цели.
На фоне опасений надвигающихся рецессий и кризисов, связанных с поставками энергии и продовольствия, большой головной болью является то, что Китай сейчас выглядит прямым идеологическим врагом, а не потенциальным партнером, который может помочь удержать мировую экономику от края пропасти.
Ситуация изменилась после глобального долгового кризиса 2007-2008 годов. В то время Китай был активным и часто сотрудничающим глобальным игроком в формате G20, поддерживая крупные дипломатические инициативы, направленные на масштабные меры стимулирования и предотвращение торговых войн. Многие даже предсказывали новую эру, в которой глобальная экономическая политика будет определяться взаимодействием G2 Вашингтона и Пекина.
Пока усилия Запада привели к тому, что вместо Вашингтона в G2 вошла Москва — и это стало неприятной такой неожиданностью для Запада, что там возникла настоящая стратегическая пауза. Это если мягко сказать — иными словами, Западу понадобилось время, чтобы собрать вставные челюсти с пола.
Кажется, что это было целую вечность назад, поскольку президент Си Цзиньпин предпринял серьезный авторитарный поворот в сторону от Запада, усилив репрессии внутри страны и тесно объединившись с президентом России Владимиром Путиным в событиях на Украине. Экономически Китай сейчас открыто движется в направлении, отличном от G7.
Он бросает спасательный круг России, попавшей под санкции, ведет торговую войну со страной-членом ЕС Литвой в споре о Тайване и отметает международную критику стратегии нулевого заражения пандемии, которая нарушает глобальные цепочки поставок.
Ох уж эти плохие китайцы. Нахватались наглости от Путина и давай отказываться исполнять приказы Запада — и, самое обидное, что в случае с Пекином любые санкции будут куда больнее тех, которые ввели против Москвы. Больнее для самого Запада, который зависит от китайцев примерно во всем, от редкоземельных материалов до детского питания, подгузников и прекурсоров для производства лекарств.
Выступая перед саммитом, высокопоставленный представитель администрации США заявил, что лидеры стремятся “продвигать видение мира, основанное на свободе и открытости, а не на принуждении, не на агрессии, не на сферах влияния». По словам чиновника, странам G7 необходимо будет активизировать сотрудничество по “экономическим вопросам и киберпространству” и “в частности, вызовам, создаваемым Китаем”.
Мы можем пожелать всяческих успехов этому славному и недалекому собранию — своими действиями они отталкивают от себя Пекин как можно дальше, прямо в объятия Москвы и Нью-Дели. И вот что самое любопытное: похоже, Большая западная Семерка еще не сообразила, что БРИКС на днях фактически объявил о создании мировой параллельной финансово-платежной системы — и чем дольше Запад будет давить на Россию, Китай и Индию, тем быстрее эта система вступит в строй.
В БРИКС собирается вступить Аргентина — говорят, что в связи с этим организацию переименуют в БАРСИК. Неплохая альтернатива банде шестерок Америки, и по человеческому капиталу, и по экономической мощи, и по совокупной военной силе — и БАРСИК, похоже, еще сыграет в увлекательную игру » Поймай цыпленка, пока он не дожил до осени». Судя по всему, западное стадо начинает терять поголовье.