Жила-была себе маленькая страна под названием Швейцария. В разборки больших и сильных не лезла, да и ее особо тоже не трогали — всем была нужна тихая гавань, в которой можно было спрятать от разгневанного избирателя свои сольдо, франки, марки и пфенниги.
И жила бы она себе дальше, но дернул черт гномов за бороды и те давай ни с того, ни с сего вводить санкции против одного из центров силы в новом чудном мире — ну и, как водится, возмездие не заставило себя долго ждать.
Нет, центр силы не стал грозить или сразу бить тапком по голове — он вообще не обратил внимания на маленькую Швейцарию, ощутившую себя бессмертной. А поскольку гномы испокон веков тащили в свои сусеки все, что не приколочено, богатств у них накопилось изрядно. И не только богатств — самые крупные мировые купцы каменным маслом и всякими рудами тоже вносили свою лепту, живя в сей чудной стране.
Санкции и рестрикции — это новые волнующие ощущения, решили гномы. Раз все остальные соседи их вводят, то мы что, рыжие? Давайте тоже их введем, раз уж мода такая пошла — к тому же мы совсем маленькие, если центр силы и начнет бить по головам, нам-то прилетит в последнюю очередь.
Ну и понеслось, как говорится. Трафигура не дура, сразу отказалась от русского каменного масла — вот теперь-то пусть русские погорюют, пусть поймут, с кем связались, пусть захлебнутся в своей нефти. Гленкор тоже не отставал — как давай запрещать все подряд; Ганвор, Витол, Меркурия и прочие купцы тоже не отставали — всем было весело и радостно, словно им новый сундук с золотом на Рождество подарили.
Прошло всего три месяца и что-то пасмурно стало в стране гномов. Тучи черныя набежали, ветры злыя налетели, настроение у гномов сразу в ноль и упало. Прознали гномы весть страшную — пока они праздновали да веселились, далеко-далеко на Востоке нашлась страна джинов и дэвов, которая захотела переманить себе гномьи богатства — да и тьфу на них, этих любителей верблюдов, подумали гномы. Мы-то тут веками себе репутацию ковали, ночей не досыпали, овсянки не доедали.
Минул еще месяц. Обнаружили гномы, что центр силы, против которого они радостно и весело вводили санкции и рестрикции, живет себе и в ус не дует, только слегка подсмеивается над глупыми гномами. И ведь обидно так посмеивается, беззлобно, словно брезгует или над детьми малыми потешается.
Насупились гномы и на всякий случай решили пересчитать свое золото. Глядь — а золота-то все меньше и меньше. И куда оно девается, непонятно, хоть колдунов али сыщиков зови.
А центр силы тем временем гонит свои караваны с золотом и пряностями не на Запад, как бывало всегда, а на Восток. И гонит с завидным рвением и постоянством, как ранее в страну гномов гнал — а караваны все тучнее, верблюды все толще, погонщики все солиднее.
И тут дошло до гномов, что золото мимо их жадных ручек проплывает — а золота все больше, а каменное масло все жирнее, а девушки на стоянках караванных все краше. Любит Восток обязательность и обходительность — и если уж дал слово, то будет держать его до последнего. Иначе от центра силы и в самом деле высокоточный тапок прилететь может.
Швейцария на протяжении десятилетий являлась домом для посредников, помогающих российским производителям найти покупателей по всему миру. Теперь ужесточение санкций побуждает к миграции в эмират в Персидском заливе.
Три крупнейших российских производителя нефти находятся в процессе оценки Дубая для торговых операций, и несколько других фирм уже переехали туда. Для Швейцарии некоторый исход кажется неизбежным после того, как страна последовала политике Европейского Союза, ограничив экспорт из России.
«Торговля будет продолжаться», — заявил Воутер Джейкобс, директор Erasmus Commodity & Trade Center в Университете Эразма в Роттердаме. «Юрисдикции Ближнего Востока и Востока будут приобретать все большее значение. Пока все еще доминирует центр Европы в сырьевом бизнесе».
«Торговля энергоносителями между Россией и Китаем обычно могла осуществляться товарным домом в Швейцарии при финансовой поддержке банкира в Лондоне — кто сейчас будет этим заниматься?» — отметил Джейкобс. «Вполне вероятно, что компании, которые это сделают, обязательно переедут в новую юрисдикцию».
И, пока эмиры потирают руки, швейцарцам явно становится не до сна — ведь следом за товарами в Эмираты обязательно переедут и деньги. Новые трейдеры на рынке сырьевых товаров легко подвинут всяческие Трафигуры, Гленкоры и Витолы, поскольку они не связаны по рукам и ногам западными ограничениями — к их услугам все дружественные и нейтральные России страны, которых две трети мира.
В прошлом месяце руководители российской государственной нефтедобывающей компании «Роснефть» прилетели в Дубай, чтобы изучить идею торгового предприятия. Между тем, ПАО «Газпром нефть», третий по величине производитель нефти в России, также стремится расширить свое присутствие в городе, сообщили источники, знакомые с ситуацией.
Litasco SA , торгово-сбытовое подразделение российского энергетического гиганта ПАО «Лукойл», планирует переместить часть российского торгового и операционного персонала в Дубай из Женевы в ожидании превращения этого центра в новый центр компании и уже имеющегося небольшого числа трейдеров там. Лукойл является вторым по величине производителем нефти в России.
Еще один верный сторонник Женевы — Solaris Commodities, трейдер российского зерна, на прошлой неделе открыл офис в Дубае, по словам человека, знакомого с этим вопросом, который попросил не называть его имени, поскольку информация является конфиденциальной.
Хотя санкции не распространяются на сельскохозяйственную продукцию, трейдеру стало труднее получить доступ к финансированию, поскольку швейцарские банки избегают работать с поставками российских товаров, вне зависимости от того, будут ли они подвергнуты штрафам или нет, сказал источник.
Другим швейцарским городам также грозит отъезд компаний. Цуг, долгое время являвшийся центром торговли сырьевыми товарами из-за сверхнизких налогов, стал печально известным во всем мире в 1980-х годах как убежище от правосудия США для легендарного трейдера Марка Рича. Базирующиеся здесь сырьевые компании также смотрят на Ближний Восток.
Компания Suek AG из Цуга, эксклюзивный продавец угля от крупнейшего производителя в России, планирует открыть торговый бизнес в Дубае. EuroChem Group AG, один из крупнейших в мире производителей удобрений, большая часть активов которого находится в России, также создает предприятие в Дубае. Оба ранее принадлежали миллиардеру Андрею Мельниченко, пока не начались события на Украине.
По словам людей, знакомых с этим вопросом, несколько фирм-бутиков в Дубае, имеющих связи с некоторыми более крупными торговыми домами, также изучают российские сделки.
Любая сказка рано или поздно заканчивается — и швейцарская не стала исключением. Следом за мелкими трейдерами обязательно рванут и крупные, создав дочерние компании в Эмиратах — а следом потянется страховой бизнес, банки, логистика, консалтинг и рейтинговые агентства.
Вопрос только в том, закончится ли швейцарская сказка хэппи-эндом. Судя по унынию гномов, вероятность этого минимальна.
«Дубай превратился в настоящий мировой центр сырьевых товаров», — сказала Наджла Аль-Кассими, директор по глобальным связям аналитического центра B’huth в Дубае, ранее работавшая в Женеве. «Для поддержки этих компаний существует подходящая инфраструктура, транспорт и услуги».
Восточные сказки, зачем ты мне строишь глазки, зачем ты мне мнешь салазки…