В США, после целой череды неудачных пусков, достаточно скромно рапортуют об первых успехах испытаний своих гиперзвуковых изделий, или «супер-пупер» ракет, как рекомендовал их экс-президент Дональд Трамп. Про Трампа уже успели изрядно подзабыть, а дело, как мы видим, сдвинулось с места не слишком. По сути, это чуть более быстрый аналог уже испытанного в боях российского «Кинжала», вставшего на боевое дежурство в 2017 году. А это значит, что отставание в пять лет, о котором говорили советники американского министерства Обороны, сохраняется и даже немного увеличивается, ибо в серию ракета пойдет в лучшем случае в 2024 году.
Пока американские разработчики смотрят вслед инженерам и конструкторам других участников «гиперзвуковой гонки», те тоже не сидят сложа руки. Китай поставил на боевое дежурство свой гиперзвуковой глайдер DF-ZF (WU-14), размещаемый на трёх видах ракет и способный нести ядерное оружие. Идут расширенные испытания противокорабельных ракет, с какими-то невероятными показателями. Но даже если их разделить на два, как это обычно бывает с заявленными китайцами ТТХ, всё равно получается очень серьезное оружие, особенно опасное для авианосных группировок.
Интересно, что в середине прошлого десятилетия специалисты из НАТО прочили китайскому гиперзвуку огромные проблемы, из-за отсутствия «цифрового компьютерного проектирования». Каково им теперь осознавать, что китайцы, применявшие комплексные методы конструирования, имеют серьезное преимущество и уже находятся там, где американцы, без серьезных научных прорывов, смогут оказаться лишь через несколько лет.
Ну и приятно осознавать, что российская техника здесь стоит особняком. Сегодня у нас на вооружении находятся сразу три гиперзвуковых комплекса, для решения всего спектра военных и политических задач и проблем. Это боевой блок «Авангард» для межконтинентальных ракет, авиационный комплекс «Кинжал» и противокорабельная крылатая ракета «Циркон». Её государственные испытания с надводных и подводных носителей прошли вообще без срывов, и теперь уже можно со 100% уверенностью говорить, что она запущена в серийное производство. Но не единым противокорабельным «Цирконом» богат российский ВПК и его разработчик, реутовское «НПО машиностроения». Ещё в 2019 году на высшем уровне было заявлено о разработке наземной версии «Циркона». Американцы так ловко вышли из основополагающего для мировой безопасности договора о сокращении ракет средней и малой дальности (ДРСМД), что совершенно развязали другим игрокам руки.
И вот теперь стало известно, что к концу 2022 года наземный «Циркон» будет представлен широкой публике. Пока он скромно будет называться береговой ракетный комплекс, но мы-то с вами знаем. Самый мощный береговой комплекс, стоящий на вооружении России — это «Бастион», с ракетами П-800 «Оникс». А как «Бастион» ловко лупит быстрыми ракетами по наземным мишеням, мы уже могли много раз убедиться. (Читайте материал по синей ссылке). «Цирконы» летят в три раза быстрее «Оникса», и дальность у них побольше. Да и сами по себе ракеты, даже без боевой части, способны уничтожить большой корабль или поразить хорошо укрепленный бункер только посредством кинетического воздействия. Не говоря о том, что до сих пор нет средств, способных её перехватить и даже точно засечь место пуска. Так что, наземная установка такой ракеты — штука крайне серьезная. Способная остужать голову даже самым оголтелым «ястребам» мировой политики. И если нашим конструкторам и инженерам удалось довести её до ума, делает Россию безусловным лидером «гиперзвуковой гонки». Хотя никогда нельзя забывать, что и конкуренты не дремлют. Вдруг им действительно поможет «супер-пупер компьютерное проектирование».