Итак, суд в Донецке по делу двух британских наёмников и одного марокканца завершён. В среду Шон Пиннер, Эйден Аслин и Саадун Брагим признали себя виновными в действиях, направленных на насильственный захват власти.
Соответствующая статья УК ДНР предусматривает смертную казнь. Аслин также признал себя виновным по статье «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности». Следствием установлены причастность трёх иностранцев к вооружённой агрессии Украины по насильственному захвату власти в ДНР и получение ими вознаграждения за участие в боевых действиях на стороне ВСУ.
В своё время официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков предупреждал, что иностранные наёмники не имеют статуса комбатантов по международному гуманитарному праву, и «лучшее, что их ждёт — долгий срок в тюрьме». Со сроком не вышло, все трое были приговорены к смертной казни. Согласно законам республики, приговорённые будут расстреляны. Впрочем, они ещё могут оспорить решение суда в течение месяца и, со слов адвокатов одного из осуждённых, намерены воспользоваться этим правом.
Реакция Запада на эти события была предсказуема. Министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс выступила со свойственным ей двусмысленным заявлением. С одной стороны, она заявила, что не признаёт легитимность Донецкого суда, а с другой, что Британия намерена обжаловать приговор своим гражданам в международных инстанциях. Как можно обжаловать то, что не признаёшь, британский министр не пояснила.
При этом, как рассказал глава ДНР Денис Пушилин, власти Соединённого Королевства не выходили на связь ни с ним, ни с правоохранительными органами ДНР, и не обсуждали судьбу осуждённых наёмников.
«Складывается ощущение, что ни Британию, ни Марокко не интересует судьба осуждённых», — довольно верно подметил Пушилин.
Нет, шум и гам по поводу «безвинно осуждённых» они, конечно, поднимут, но реально делать ничего не станут. Эти наёмники гораздо выгоднее Западу в виде жертвы. А как этот шум будет выглядеть, британская пресса продемонстрировала уже с утра.
«Захваченных британских бойцов приговорили к смертной казни», «Пешки Путина», «Великобритания возмущена угрозой расстрела двум британцам», «Показательный процесс советской эры» — так выглядят утренние заголовки английских газет.
Свою лепту во «всемирное» осуждение внёс и госсекретарь США Энтони Блинкен. Куда ж без него? По словам главы Госдепа, США выражают серьёзную обеспокоенность в связи с решением Верховного суда Донецкой Народной Республики. Назвав процесс над тремя иностранными гражданами «фиктивным», Блинкен заявил, что США рассматривают этих наёмников (чьё наёмничество, повторюсь, было доказано и признано самими обвиняемыми) в качестве «законных комбатантов, служивших в вооружённых силах Украины».
«Мы призываем Россию и её сателлитов уважать международное гуманитарное право, включая права и защиту, предоставляемые военнопленным», — написал американский госсекретарь на своей страничке в Twitter.
Ну да, ну да… Что он ещё мог сказать? Но гораздо интереснее реакции Запада, те настроения, которые вызвало решение суда на Украине. Как пишет тг-канал «Легитимный», смертный приговор иностранцам способен посеять панику среди родственников «Азова» и ВСУ с Мариупольского завода «Азовсталь», а это более 2300 пленных.
По словам министра юстиции ДНР, за преступления, подобные тем, что совершались боевиками с «Азовстали», в республике предусмотрена смертная казнь. И пример с британцами и марокканцем доказывает, что в случае чего «строгое, но не сговорчивое» донецкое правосудие не убоится обрушить на голову преступников всю силу закона.
Раньше в Офисе президента Украины никого менять не собирались. Да и зачем? Всех пленных кормят, поят, содержат в нормальных условиях, оказывают необходимую медицинскую помощь — дёргаться не стоит. Да и в плену они «полезнее» или, даже скорее, безопаснее для режима Зеленского, чем где-нибудь на киевских улицах с протестами и претензиями к высшему военному и политическому руководству Украины. Но теперь, когда над «азовцами» нависла реальная угроза смертного приговора, делать вид, что всё в порядке, Банковая сможет с большим трудом, если вообще сможет.
Вот и получается, что состоявшийся суд и вынесенный приговор, при всей важности мероприятия как такового, имеет и ещё будет иметь колоссальное психологическое значение, как у нас, так и на Украине и в целом на Западе.
Во-первых, мы наглядно показали, что любое преступление не останется безнаказанным. И тем самым ещё раз продемонстрировали приверженность нашей не придуманной, а реальной, народной национальной идее — справедливости.
Во-вторых, это важный сигнал «пощады не будет!» для тех агентов СБУ, которые окопались на освобождённых территориях и пытаются или только планируют совершить различные диверсионные акты.
А их немало. На днях, как рассказали «Известия», бывший член теробороны Херсона Валентин Бондаренко передал российской стороне списки тайных агентов украинских спецслужб. В документах приводятся фамилии лиц, завербованных СБУ и другими спецслужбами Украины. Список весьма обширный, в нём присутствуют более ста бывших тероборонцев.
Ну а заодно решение донецкого суда стало и для обычных граждан значимым показателем того, что власть в республиках Донбасса и в Таврии — это не декорация, а реальная сила.
В-третьих, для боевиков ВСУ, нацбатов и теробороны это отличный пример того, что их ждёт или может ожидать, если они продолжат убивать ни в чём не повинное мирное население Донецка, Макеевки, Ясиноватой и других городов ЛДНР.
В-четвёртых, как уже было сказано, это «большой привет» киевскому руководству, и серьёзный удар по их пропагандистской машине со всеми этими «судилищами» над российскими солдатами. У боевиков «Азова» на Украине остались семьи, родственники, знакомые и так далее. Теперь уже баек про «эвакуацию в плен» с последующим «гарантированным обменом» не расскажешь, и настроение в народе будет кардинально меняться. Страх — хороший учитель, а за последние 8 лет украинцы слишком привыкли к безнаказанности.
Ну и в-пятых, это ощутимый щелчок по носу нашим «западным партнёрам», которые всё ещё мнят себя находящимися вне досягаемости, просто потому, что у них «другие паспорта». Оказывается, отвечать за преступления можно и невзирая на паспорт. Кстати, а когда вообще за последние десятилетия кого-то из граждан Запада судили за военные преступления? Я так с ходу и не припомню. Пресловутая «Гаага» всегда существовала лишь для представителей стран и народов «не первого мира». Теперь и этой странной монополии Запада на правосудие положен конец. С почином!
Алексей Белов