Шахбаз Шариф, которому нужна международная экономическая и политическая поддержка для стабилизации его коалиционного правительства, занят заключением сделок с Анкарой.
Во вторник премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф совершил свой первый официальный визит в Турцию с момента вступления в должность и отправился в трехдневную поездку в Анкару в сопровождении делегации высокого уровня в составе министра иностранных дел Билавала Бхутто Зардари, министра обороны Хаваджи Асифа и министра торговли и инвестиций Навида Камара. Прибытие премьера совпало с 75-й годовщиной установления дипломатических отношений между двумя странами.
После победы над своим предшественником Имраном Ханом в результате голосования по вотуму недоверия, Шарифу необходима международная экономическая и политическая поддержка, чтобы укрепить позиции своего коалиционного правительства и стабилизировать его настолько, чтобы оно продержалось до конца срока, истекающего в августе 2023 года.
Между тем, новое правительство сталкивается с растущей инфляцией и тревожным экономическим кризисом, унаследованным от предыдущей администрации. Поэтому Шариф ищет инвестиции и пытается развивать торговые связи с ближайшими союзниками Пакистана.
Отношения между Исламабадом и Анкарой имеют глубокие исторические корни. Сформировавшись в 19 веке, они практически не пострадали от смены правительств. Однако стоит отметить, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган был в прекрасных отношениях со старшим братом Шарифа Навазом во время его пребывания у власти в качестве премьер-министра.
Шариф провел переговоры один на один с турецким лидером в президентском комплексе в Анкаре. После этого Эрдоган написал в Твиттере: «В 75-ю годовщину наших дипломатических отношений мы принимали моего любимого брата Шахбаза Шарифа, премьер-министра Исламской Республики Пакистан. Мы готовы к дальнейшему развитию отношений между Турцией и Пакистаном в свете общей истории, дружбы и потенциала двух стран».
Выступая на совместной пресс-конференции, оба лидера подтвердили, что это была «очень продуктивная встреча», и решили «укрепить стратегические и экономические связи и совместно работать над искоренением терроризма».
Обсуждая визит Шарифа с Al-Monitor, независимый аналитик по вопросам государственной политики Зубайр Фейсал Аббаси сказал, что этот визит «представляется многоплановой дипломатической попыткой оживить сотрудничество между двумя национальными государствами». Хотя возобновление связей между Турцией и Пакистаном — долгожданный шаг, он также необходим для привлечения инвестиций и предотвращения финансового кризиса, стучащегося в дверь».
Вот основные моменты визита Шарифа в Турцию.
Во-первых, сделав экономические связи главным приоритетом, Шариф подчеркнул важность увеличения объема двусторонней торговли до 5 млрд. долларов в течение следующих трех лет. Пакистанский премьер добавил, что нынешний объем торговли в размере около 1,1 млрд. долларов в год является «недостаточным», учитывая тесноту двусторонних связей.
Два лидера стали свидетелями подписания еще нескольких соглашений и шести меморандумов о взаимопонимании. Сделки касались управления государственным долгом, сотрудничества между институтами кредитных гарантий для финансирования малых и средних предприятий, жилищного строительства, моделей государственно-частного партнерства, обмена знаниями в области планирования экономической и социальной политики и технического сотрудничества в области строительства автомобильных дорог.
Выступая на заседании пакистано-турецкого делового совета, Шариф пригласил турецких инвесторов изучить больше секторов, сказав: «Энергетический сектор Пакистана с его огромным потенциалом гидро-, тепло-, угольной, ветряной и солнечной энергетики может оказаться идеальным», а Пакистан может воспользоваться турецким опытом в строительстве и управлении плотинами для сохранения водных ресурсов.
Между Исламабадом и Анкарой было подписано стратегическое рамочное соглашение для развития двусторонней торговли.
Внешняя политика также была на повестке дня.
Отметив, что обе страны поддерживают друг друга по таким вопросам, как спор о Джамму и Кашмире и Турецкая Республика Северного Кипра (хотя Пакистан официально не признает последнюю), Шариф сказал: «В этом году обе страны отмечают 75-летие дипломатических отношений. За эти семь с половиной десятилетий обе стороны всегда поддерживали друг друга перед лицом всех перемен».
Эрдоган выразил поддержку решению кашмирского вопроса на основе резолюций ООН и признательность Пакистану за полную поддержку основных интересов Турции. Он отметил: «Мы работали вместе для продвижения общей цели – мирного и стабильного Афганистана».
Также обсуждались вопросы обороны и стратегических отношений, которые в последние десятилетия неуклонно развивались. После заключения ряда крупных оборонных сделок в 2018 году Турция стала одним из крупнейших поставщиков оружия для Пакистана после Китая. Военный корабль PNS BADR MILGEM, построенный совместно турецким и пакистанским флотами, был введен в эксплуатацию только в прошлом месяце.
Говоря об этом предприятии, Эрдоган написал в Твиттере: «Мы намерены расширить нашу торговлю, которая впервые с 2011 года превысила 1 млрд. долларов, [до] 5 млрд. долларов. Мы довольны сотрудничеством в области оборонной промышленности, которое мы развиваем с Пакистаном. Мы ценим наше сотрудничество по производству корветов в рамках проекта MILGEM».
Пакистано-турецкая военная консультативная группа (MSG), механизм военного диалога высокого уровня, проведет свое седьмое заседание в Исламабаде в этом году.
Наконец, они обсудили железную дорогу Исламабад-Тегеран-Стамбул. По словам Шарифа, это может стать хорошей возможностью для бизнеса обеих стран открыть совместные предприятия. Связывая Иран и Центральную Азию с Турцией и Европой, этот маршрут может способствовать развитию региональной торговли.
Майкл Танчум, старший научный сотрудник Австрийского института европейской политики и политики безопасности и внештатный научный сотрудник Института Ближнего Востока в Вашингтоне, сказал Al-Monitor: «Турция смотрит на большую евразийскую шахматную доску и ищет способы включить Пакистан в новые связи. Она прокладывает путь через Центральную Азию через Организацию тюркских государств. Пакистан обеспечивает не имеющим выхода к морю членам организации из Центральной Азии критически важный доступ к Индийскому океану».
За несколько дней до своего визита Шариф также предложил превратить Китайско-пакистанский экономический коридор в «трехсторонний механизм» для расширения региональных связей. Исламабад уже не в первый раз пытается привлечь Анкару, но на этот раз предложение было сделано всего через день после идеи китайского министра Ван И о расширении БРИКС-блока, состоящего из Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки.
Но каковы будут ближайшие реальные результаты этого визита?
По словам Аббаси, «историю успеха таких визитов следует воспринимать с долей соли. Пакистану нужны инвестиции в экспортно-ориентированную индустриализацию для борьбы с двойным дефицитом». Стоит отметить, что некоторые пакистанские промышленники в производственном секторе выразили свое беспокойство по поводу возможного преференциального торгового соглашения с Турцией и подчеркнули необходимость более широких региональных деловых договоренностей».
Однако, учитывая текущий экономический сценарий Пакистана, Аббаси поддержал усилия Шарифа по привлечению иностранных инвестиций, сказав: «Тем не менее, для Пакистана представляется важным оставаться на плаву в финансовом плане на фоне национальной и международной экономической турбулентности. Такие визиты в определенной степени вселяют уверенность в деловой сектор».