Когда смотришь на такие проекты, как Северный широтный ход или же ВСМ Москва — Санкт-Петербург (Казань), то задаешься вопросом: в чем проблема просто взять и построить? Затем погружаешься в детали и находишь массу аргументов: тут не согласовали, здесь не понятна финансовая модель, здесь не понятен источник финансирования и т.д.
В общем, именно такими тезисами и руководствуются чиновники. Потом чиновники меняются и проработка проектов начинается заново. Хотя, казалось, построить тот же Северный широтный ход можно относительно быстро: за 5, максимум — 7 лет. С технической точки зрения здесь нет никаких сложностей. Единственный вопрос — финансирование проекта.
Однако тогда правительство играло в либерализм. Точнее, делал это Аркадий Дворкович, который за свои последние выходки должен быть предан анафеме. Дворкович притащил в проект СШХ концессионера, который не просто сорвал строительство, но еще и был уличен в разворовывании бюджетных средств. Правда, не на СШХ, а на Восточном полигоне. Но тем не менее
В России имеется отличный проект строительства глубоководного порта Индига на берегу Баренцева моря. Примерная схема:
Красная линия — уже существующий участок Северной железной дороги. Серым — линия, которую необходимо построить.
Итак, в чем суть развития инфраструктуры на данном участке.
Во-первых, это западный маршрут для вывоза кузбасского угля. Рост добычи угля в стране ограничен исключительно пропускными способностями транспортной инфраструктуры. Да, сейчас идет второй этап расширения БАМа и Транссиба, однако этого будет недостаточно. Нам, как минимум, нужен еще третий этап. Но если даже если его реализуют в полной мере (увеличение до 240-250 млн тонн), то несколько десятков тонн Индиги, как минимум, не будут лишними.
P.S. Но для этого также необходимо построить СШХ
Во-вторых, это шанс для увядающих территорий Инты и Воркуты. В Инте угледобыча прекратилась полностью. В Воркуте прекратить ее планируют к 2037 году. И все потому, что относительно дорогой по себестоимости уголь Коми не выгодно использовать внутри страны. В регионе просто напросто нет нуждающейся в угле большого количества генерации. Зато экспорт «жирного» воркутинского угля по Севморпути в ЮВА — дело весьма перспективное.
В-третьих, порт необходим для строительства горно-металлургического комплекса по переработке титана и кварца, залежи которого как раз находятся в Печорском бассейне. Компания «Руститан» предполагает добывать 5 млн тонн руды в год и после ее обогащения получать несколько сотен тысяч тонн концентрата. Данный проект станет важным драйвером развития наших северных территорий.
Помимо трех вышеуказанных причин существует огромное количество иных аргументов. Например, реализация проекта облегчит логистику для уральских предприятий, что положительно скажется на себестоимости продукции.
Теперь о проблемах. Построить сам порт готова компания «АЕОН». Объем инвестиций оценивается в 353 млрд рублей. Однако главный вопрос заключается в подведении железной дороги, которая соединяла бы Индигу с уже существующим участком Северной железной дороги. Ее протяженность составит более 500 километров, стоимость строительства — 340 млрд рублей.
И вот тут снова начинается старая песня. У РЖД строить участок денег нет. Оно и понятно, инвестпрограмма РЖД и так перегружена. Поэтому начинают снова рассматривать различные концессионные варианты. Но когда все это будет определено — не понятно. Если начать строительство сейчас, то и порт, и железная дорога будут готовы к 2028 году.
Мы не понимаем, в чем проблема выделить государству эти необходимые 340 млрд рублей? По-хорошему, государство должно построить и порт. Но это уже ладно. С портом сейчас особых проблем нет, на него хотя бы есть ресурсы. Но почему государство не может выделить копеечные для госказны 340 млрд. Через налоги и рост ВРП они вернутся суммой большей в несколько раз.
Вариантов найти деньги — огромное количество, начиная от проектной эмиссии, заканчивая тем же пресловутым ФНБ. За один только апрель нефтегазовых сверхдоходов в России поступит около 500 млрд рублей. А на Индигу нужно 340 млрд за 6 лет.
В общем, получаем очередной замороженный проект, который сдвинется с мертвой точки, судя по всему, только чудом.