В романе Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» главный герой разведчик Штирлиц, сумел предотвратить заключение сепаратного мира между нацистской Германией и союзниками. И это совсем не художественный вымысел. Действительно, глава Управления стратегической службы Даллес встречался с обергруппенфюрером СС Вольфом. СССР не допустили до этих переговоров.
Информация о представителях немецкого командования, готовых сотрудничать регулярно поступала главе Управления стратегической службы Аллену Даллесу. Даллес остановил свой выбор на руководителе СС Италии Карле Вольфе. Писательница Лебедева уверяет, что в феврале 1945 года Даллес установил контакт с Вольфом через начальника швейцарской военной разведки Вайбеля и камергера Пия Седьмого. Первый раз обергруппенфюрер и американский дипломат встретились 8 марта 1945 года. США и Великбритания дали добро на проведение операции «Санрайз». Случилось это в Цюрихе на конспиративной квартире генконсульства США.
Юрий Короблев в своем издании говорит, что Вольф предложил союзникам отказаться от наступления на Итальянском фронте, таким образом дать возможность немецким войскам эвакуироваться на Родину. В обмен немецкое командование обещало воздержаться от разрушения транспортных и промышленных объектов, культурных памятников. Даллес в свою очередь потребовал только сохранить переговоры в тайне. После эсэсовец вспоминал что Даллеса сильно вдохновили переговоры и он наметил следующую встречу на 19 марта 1945 года.
Ситуация усложнилась
Александр Колпакиди в своей книге пишет, что Аллен Даллес и Карл Вольф снова встретились в Асконе на вилле эксперта УСС Геро фон Шульце-Геверниц. Только в этот раз Даллес уже не был в состоянии эйфории. А причина в том, что в это время Италию покинул немецкий военачальник Альберт Кессельринг, на которого Вольф имел большое влияние и который должен был распространить капитуляцию на весь западный фронт. Кессельринга, которому порочили пост президента Германии, сменил Генрих фон Фитингхоф. Вольф был с ним в хороших отношениях, но не в таких, как с его предшественником.
Чтобы решить этот вопрос нужно было время и переговорщики взяли перерыв. Братья Швальнеры пишут, что Карл Вольф решил через Кессельринга воздействовать на Фитингхофа. Вольф попросил Даллеса отложить наступление союзников Италии на несколько дней, а сам обещал ограничить карательные и партизанские операции. Но после того, как про сепаратный мир узнал Гитлер, он пришел в бешенство. Гитлер не мог допустить никаких переговоров, будучи уже политическим трупом.
Позиция и роль СССР
Не был намерен мирится с происходящим и Иосиф Сталин, который узнал об операции «Санрайз», благодаря успешной работе разведки. Писатель Валентин Бережков говорит, что советская сторона была не против переговоров. Но Вячеслав Молотов просил подключить к ним представителей СССР. Америка сперва отрицавшая контакты с нацистами, а после признавшая их, отказалась это сделать. В ответ СССР потребовали прекратить переговоры с нацистами. Бережков говорит, что союзники пытались оправдаться тем, что речь идет только про капитуляцию отдельного участка фронта.
Вот только такое объяснение не удовлетворило Сталина. В письме Рузвельту от 3 апреля 1945 года Сталин спрашивает: «почему нужно было это скрывать от русских?».
Переписка Рузвельта и Сталина завершилась телеграммой от первого, что ситуация «поблекла и отошла в прошлое, не принеся какой-либо пользы». Красная армия начала Берлинскую наступательную операцию спустя три дня. А операция «Санрайз», в результате которой Америка и Великобритания хотел договорится с Германией за спиной СССР, с треском провалилась.