Владимир Путин нашел чем ответить на заморозку золотовалютных резервов и угрозы Запада не отдавать России плату за энергоносители до окончания спецоперации на Украине: все расчеты за российский газ из долларов переводятся в рубли. «Пока начнем с этого», — заявил президент на совещании с членами правительства, дав понять, что аналогичные решения могут быть приняты и в отношении других товаров российского экспорта.
Если Европа откажется от ультиматума, федеральный бюджет может лишиться значительной части своих доходов. Однако шансы на такой исход невелики — многие страны ЕС уже заявили, что не видят альтернативы российскому газу.
Владимир Путин облегчил задачу Джо Байдену, который на этой неделе собирается уговаривать европейских партнеров отказаться от российских энергоносителей. У хозяина Белого дома появился новый аргумент: Россия больше не будет принимать платежи за газ в долларах и в евро, как это предписано заключенными соглашениями. Все расчеты с недружественными государствами по решению президента переводятся в рубли.
На совещании с членами правительства Владимир Путин пояснил, что после того, как золотовалютные резервы ЦБ оказались заморожены, а мир потерял доверие к обязательствам коллективного Запада, «поставлять наши товары и получать за них оплату в долларах или евро не имеет смысла». Надо отказаться от использования всех «скомпрометировавших себя валют» в первую очередь при оплате газа. При этом объемы поставок и цена топлива, указанная в контрактах, останутся прежними. «Изменения коснутся только валюты платежа», — подчеркнул Путин, отметив, что для всех зарубежных потребителей в течение недели должна быть создана понятная процедура расчетов, включая приобретение рублей на внутреннем рынке.
По словам президента, озвученное решение обсуждалось в недрах правительства в течение последних недель. Но на самом деле подобные инициативы на высоком уровне звучали и прежде. В 2014 году о возможном переходе на рубли в расчетах за энергоносители в качестве возможного ответа на санкции говорил банкир Андрей Костин (и, кстати, сам Владимир Путин, выступая перед депутатами Госдумы в Ялте). В 2019-м аналогичная идея прозвучала в интервью, которое дал Financial Times помощник президента Максим Орешкин. Перевод расчетов за газ в национальную валюту должен укрепить изрядно ослабевший рубль. А также нанести удар по доллару — ведь десятки миллиардов «зеленых» не будут обеспечены в обороте. Однако зарубежным покупателям переход на рубли сулит непредсказуемые валютные риски и рост транзакционных издержек.
Более того, комментируя подобные инициативы, эксперты ранее говорили, что подготовка таких операций — дело не одного месяца и даже не одного года. А тут все организационные вопросы предписано утрясти за неделю. Но никто из чиновников, выслушав Путина, и глазом не моргнул. По всей видимости, в кабмине уверены, что Европе от российского газа деваться некуда: партнеры будут играть по предложенным Москвой правилам.
На совещании прозвучали также доклады министров о том, как санкции влияют на повседневную жизнь россиян. Главы Минсельхоза, Минпромторга и Минздрава признали дефицит отдельных товаров в розничной сети, однако, по их словам, это явление носит искусственный характер и никаких глобальных причин для пустых полок или роста цен нет. Дмитрий Патрушев заявил, что АПК справится с любым, даже с существенно возросшим спросом на продовольствие. Денис Мантуров пообещал, что в ближайшие дни складские запасы значимых товаров вернутся к стандартному уровню. А Мурашко проинформировал, что продажи лекарств, которые еще недавно скупались пачками, возвращаются к объемам марта 2021 года.
Иными словами, ситуация стабилизируется. Однако из докладов министров следовало, что запасы всего необходимого сформированы максимум на 3 месяца, а дальнейшие поставки зависят от многих факторов (логистика, комплектующие, сырье, запуск новых производств) и эти составляющие сейчас «прорабатываются». Например, для выпуска детского питания и молочной продукции, по словам Дениса Мантурова, необходимо найти возможность замены одних иностранных поставщиков упаковки другими или организовать производство упаковки на российских предприятиях. В какие сроки будет решен этот вопрос и реально ли в принципе наладить новое производство за три месяца, министр не сообщил.
А вот уходящим с российского рынка иностранным брендам одежды и обуви замены искать даже не планируется. «В этой ситуации хорошее преимущество получает наше швейное производство», — заявил Мантуров, отметив, что в стране уже работают тысячи производителей качественных товаров. (И это правда, проблема только в том, что они используют зарубежное оборудование, ткани и фурнитуру, без которых хорошую одежду и тем более обувь никак не пошьешь.) Владимир Путин сказал, что даже частичный уход иностранных производителей создает уникальную возможность для отечественных компаний. «Надо только не допустить монополии и следить за тем, чтобы ассортимент позволял людям выбирать», — заявил Путин.
На совещании также было принято решение о сохранении ставок по программам семейной (6%) и сельской ипотеки (3%) и изменении условий льготной ипотеки: ставки по ней вырастут с 7% до 12%, а сумма кредита для Москвы, Санкт-Петербурга, МО и Ленинградской области — до 12 млн руб. (для остальных регионов — до 6 млн руб.). Обновленная программа, по словам вице-премьера Марата Хуснуллина, будет действовать с 1 апреля по 1 июля, а дальше может быть «донастроена» в зависимости от результатов. Главная цель — поддержать застройщиков и банки, а также сподвигнуть население обменять запасы рублей на квадратные метры.