Сенаторы и Минфин США на этой неделе обсудят законопроект, который позволит заблокировать золотой резерв России в размере $132 млрд. Если консенсус между главой Минфина Джанет Йеллен и сенаторами двух партий будет найден, верхняя палата американского конгресса может принять законопроект в ближайшие дни. Как это событие повлияет на российскую экономику и рубль, мы обсудили с финансовым аналитиком Михаилом Беляевым.
— Насколько ожидаем американский удар по нашему золотому резерву и насколько он может оказаться болезненным для России?
— Это односторонние и совершенно нелегитимные действия США в отношении России. Однако хочу обратить внимание, что замораживание не означает полной конфискации с переходом прав собственности.
Где именно хранятся золотые запасы России — внутри нее или за рубежом, — это тайна, которую никто никогда не раскроет. Но смысл американского законопроекта в том, чтобы наложить вето на любые операции с российским золотом из резерва, где бы оно ни хранилось.
Американские власти говорят, что блокируют все операции с нашим золотым резервом: таким образом они рассчитывают, что подорвут позиции нашей валюты. Но они не учитывают, что рубль опирается на собственную экономику.
— А в чем заключается их расчет?
— Вероятно, в США считают, что наша экономика уже в кризисе, поэтому, запретив операции с золотом из резерва, они «выбьют табуретку» из-под рубля и далее все у нас придет к коллапсу. Кроме того, американцы предполагают, что в будущем из-за запрета на ввоз долларов и евро, нам придется рассчитываться с кем-то прямыми золотыми поставками — в металлическом варианте или в электронном виде через заключение соответствующих сделок. И вот тут-то эти санкции и сработают ощутимо.
Но действительность далека от этих прогнозов. Наша экономика пока находится в стабильном положении. У нас есть чем платить, тем более в условиях дедолларизации, когда идет переход на расчеты в юанях с Китаем, а с рядом других стран — в их национальных валютах. В таких условиях золото для расчетов нам еще не скоро потребуется, в том числе и для проведения операций по поддержанию рубля.
— Эта заморозка может как-то повлиять на международные экономические отношения России в будущем?
— Повторюсь: в данном случае нет вопроса о конфискации как таковой. Наши права собственности на этот золотой запас не отнимают. Соответственно, он продолжает числиться нашим в отчетных, балансовых и аналитических документах и учитывается при расчете международных рейтингов именно как российский запас. Единственное, с ним нельзя будет осуществлять операции. На основании этих двух факторов будет делаться вывод об устойчивости экономики, банковской и финансовой системы. Поэтому заморозка — это страшно, но только наполовину.
— Как себя поведет рубль, если резервы золотого запаса России заморозят?
— На мой взгляд, на рубль это повлиять глобально не сможет, потому что его курс определяется фундаментальным состоянием экономики. Возможно, из-за ажиотажа, вызванного этой новостью, часть населения подвергнется психологическому воздействию, спекулянты этим воспользуются, и рубль ослабеет. Вероятно, на такой ход событий также делают ставку власти США, осуществляя свои недружественные шаги. Но в макроэкономическом значении это не должно сильно пошатнуть рубль, потому что состояние любой национальной валюты определяется экономикой страны, ее общей стабильностью, обеспеченностью ресурсами, развитостью торговли и других экономических процессов, а не только золотыми резервами.
По факту, рубль сейчас потихонечку начал отвоевывать свои позиции. К сожалению, полностью он к курсу, который был до санкций, не вернется, но уже идет корректировка, он шаг за шагом начал укрепляться после резкого падения.