Вероятно, у части российской общественности данный текст может вызвать неприятие, однако всё, что будет изложено ниже, укладывается в стройную логическую цепочку. Следуя данной логике, можно прийти к выводу, что некоторые договоренности по установлению мира на территории Украины могут быть достигнуты совсем скоро.
В материале РУССТРАТ «Россия проводит спецоперацию объединение» обращалось внимание читателя на то, что Россия изначально не ставила целью уничтожить или захватить Украину, так как, объявляя о начале спецоперации, российский президент Владимир Путин заявил прямо, что оккупация Украины не предполагается.
Уже в первый день специальной военной операции 24 февраля, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков пояснил, что Москва готова на переговоры с Киевом: «Президент (России) сформулировал свое видение того, что мы бы ждали от Украины для того, чтобы концептуальные «красно-линейные» проблемы были решены».
Первые переговоры между представителями России и Украины состоялись 28 февраля. 1 марта в Кремле подтвердили, что продолжают считать Владимира Зеленского легитимным президентом Украины.
Для понимания ситуации, обращу внимание на следующую хронологическую картину: 26 февраля российские войска зашли в г.Мелитополь, 2 марта они полностью взяли под контроль г.Херсон, украинская городская и областная администрация продолжила свою работу. Мэра Мелитополя арестовали за подрывную деятельность 11 марта, а украинские флаги начали снимать вообще только 14 числа.
Таким образом, можно понять, что первоначально занимать территорию Украины Россия действительно не собиралась, всё должно было решиться в ходе переговоров. Логика тут, по моему мнению, совершенно очевидна. Заниматься администрированием бытовой жизни, а тем более нести дополнительные расходы бюджета на Украину, Россия не собиралась.
Однако в связи с неконструктивной позицией украинских властей на переговорах, как и прогнозировалось в статье «Россия проводит спецоперацию объединения», тактика российских военных изменилась, и они планомерно будут занимать всю территорию Украины.
Спустя 4 дня такой вариант развития событий подтвердил Песков: «Министерство обороны при обеспечении максимальной безопасности мирного населения не исключает возможности постановки под полный контроль крупных населенных пунктов, которые сегодня и так практически находятся в окружении, за исключением зон, используемых для гуманитарной эвакуации».
В тоже время, переговоры продолжаются, а украинское издание «Зеркало недели», замеченное в связях с посольством США, ещё 11 марта опубликовало 6 пунктов требований России к Украине, которые были озвучены в ходе первых двусторонних переговоров.
1. Отказ Украины от вступления в НАТО. Нейтральный статус Украины, одним из гарантов которого станет Россия.
2. Русский язык получает на Украине статус второго государственного; власти отменяют все законы, которые его ущемляют.
3. Украина признает Крым российским.
4. Украина признает независимость ДНР и ЛНР в административных границах Донецкой и Луганской областей (включая ныне контролируемые Украиной территории).
5. Денацификация Украины, то есть «запрет деятельности ультранационалистических, нацистских и неонацистских партий и общественных организаций, отмена действующих законов о героизации нацистов и неонацистов».
6. Демилитаризация, то есть полный отказ Украины от наступательных вооружений.
На что конкретно рассчитывают украинские власти, затягивая переговорный процесс, точно сказать сложно. Хотя среди различных слухов и вариантов можно подобрать наиболее вероятные.
На первом этапе специальной военной операции они рассчитывали нанести серьезное поражение российской армии для выгодной позиции на переговорах. Через некоторое время они уже рассчитывали на вовлечение сил НАТО в конфликт, затем – на скорый дефолт России, после которого спецоперация остановится. Последние слухи из «офиса президента» Зеленского говорят о том, что там рассчитывают на вторую волну мобилизации и вооружение, полученное из-за рубежа.
Однако на текущий момент Зеленский уже признал, что вступление Украины в НАТО невозможно и необходимо обсуждать её нейтральный статус. Соответственно, 1-й пункт из 6 требований России можно считать согласованным.
Глава российской делегации на переговорах Владимир Мединский сообщил, что Киев предложил варианты нейтрального статуса Украины, но с собственными армией и флотом. Чем дальше, тем это предложение Украины выглядит всё менее принципиальным, так как демилитаризация сейчас идет полным ходом и уже непонятно, осталось ли хоть что-то от флота Украины.
Много шума наделало сообщение от Британского издания Financial Times, где говорилось о том, что Украина и Россия добились значительного прогресса по предварительному мирному плану из 15 пунктов, включая прекращение огня и вывод российских войск, если Украина объявит о нейтралитете и согласится с ограничениями своих вооруженных сил, а также даст обещание не размещать на своей территории иностранные военные базы и вооружения. Два человека, участвовавших в переговорах, сообщили FT, что договоренности также включают положения о закреплении прав на русский язык в Украине.
сторона прокомментировала это сообщение FT, как трактовку предложений российской стороны. Песков заявил, что в публикации есть правильные элементы, но «собрано все неверно, и, по сути, она не верна».
Понятно, что в текущей ситуации, когда Зеленский призывает к борьбе против России весь «цивилизованный мир», ему не с руки говорить о серьёзных компромиссах с Москвой. «Мои приоритеты на переговорах абсолютно понятны: окончание войны, гарантии безопасности, суверенитет, восстановление территориальной целостности. Реальные гарантии для нашей страны, реальная защита для нашей страны», — заявил Зеленский.
Советник украинского президента Алексей Арестович для подъема боевого духа вообще заявляет, что «всё, о чем мы договоримся, должно быть лучше, чем до войны. Ведь зачем тогда были жертвы украинского народа?». Только, конечно, публичные заявления это одно, а реальная суть переговоров совсем другое. На основании просочившейся информации экс-министр обороны Анатолий Гриценко (в интересах Петра Порошенко) уже успел обвинить украинских членов переговорной группы в предательстве интересов Украины.
В свою очередь, российское руководство не питает иллюзий на счет реальной договороспособности украинской стороны. Владимир Путин заявил, что переговоры начались, чтобы избежать жертв среди гражданского населения. По его мнению, Россия сделала всё для организации этих переговоров, чтобы решить принципиальные для России вопросы по нейтральному статусу Украины, её демилитаризации и денацификации.
Однако, как отметил Владимир Путин: «Мы вновь и вновь убеждаемся, что киевскому режиму, которому его западные хозяева поставили задачу создать агрессивную антиРоссию, судьба самого народа Украины безразлична». Он добавил, что киевский режим не интересуют жизни мирных жителей и то, что миллионы украинцев становятся беженцами. По словам российского президента очевидно, что «западные покровители просто подталкивают киевские власти к продолжению кровопролития, поставляют все новые партии вооружения, снабжают разведданными, оказывают и другую помощь, включая направление военных советников и наемников».
Владимир Путин уже неоднократно предупреждал, что, если украинские власти будут продолжать в том же духе, Украина прекратит своё существование как государственное образование. Думаю, в Киеве уже поняли намек, когда новые власти Херсонской области, убрав украинские фланги, выступили за налаживание добрососедских отношений с Россией. Стоит напомнить, что в Украине ввели уголовную ответственность «за сотрудничество с Российской Федерацией», а это значит, что в Херсоне возвращения украинской власти уже не боятся.
Кроме того, российские соцсети полнятся видео с новыми эшелонами военной техники, которые идут в западном направлении, а с Чечни идут новые добровольцы. Соответственно, останавливаться на полпути Россия не собирается.
Тем не менее, завершение спецоперации путем согласования «мирных договоренностей» более вероятно. Дело в том, что на украинскую сторону уже оказывается серьезное давление для того, чтобы она пошла на уступки России. Американский портал Axios, известный инсайдами из Белого дома, со ссылкой на высокопоставленного украинского чиновника сообщил, что израильский премьер-министр Израиля Нафтали Беннет посоветовал Зеленскому согласиться на прекращение боевых действий. Однако эту информацию опровергли как израильские, так и украинские официальные лица.
Просьбы принять предложения России в обмен на последующую финансовую поддержку звучали из уст руководителей Германии и Франции, если верить утечкам из офиса украинского президента. Есть все основания полагать, что такие обращения к Зеленскому действительно были.
Дело в том, что, если в апреле на Украине не начнется посевная, то привычных норм урожая осенью не видать. Боевые действия проходят в 10 областях Украины, на которые приходится 54% посевов подсолнечника, 42% кукурузы и 52% пшеницы.
«Эта посевная, накануне которой мы стоим, возможно, самая тяжелая и важная в нашей жизни. Ее значение уже не измеряется категориями «урожай» и «цена». Речь идет о будущем государства», — заявил министр аграрной политики и продовольствия Украины Роман Лещенко.
Отсутствие полноценной посевной на Украине тут же скажется на ценах на продовольствие, которые уже бьют рекорды. Египет, Тунис, Алжир, Ливия одни из основных импортеров украинской пшеницы, а цены на неё уже достигли уровней, когда в 2011 началась «Арабская весна», которая воспламенила Ближний Восток. Такая ситуация скажется и на странах Африки, где продукты питания составляют 40% от потребительской корзины, пишет The Economist. В ООН откровенно заявляют о риске голода в мире из-за конфликта на Украине.
Поэтому-то Израиль и европейские страны опасаются дестабилизации ситуации и новых потоков беженцев, которых в текущих экономических условиях европейские страны принять уже не смогут. Это не говоря уже о том, что в самой Европе некоторые ритейлеры уже нормируют продажу подсолнечного масла, которое в основном идет из Украины, и некоторых других продуктов питания. В Британии уже предлагают вновь засеивать поля, которые используются не по назначению.
Самая главная причина, по которой мирные соглашения неизбежны, это, конечно, ситуация на фронтах. Как бы Украина не выигрывала информационную войну в мировых СМИ, перспективы на полях сражений для неё не радужные. Характерно прокомментировал желание Зеленского продолжать воевать конгрессмен-республиканец Даррелл Исса: «к счастью Зеленский не посещает наши секретные брифинги (в Конгрессе США), где неоднократно озвучивалось что у него нет шансов».
Смена Зеленским командующего «операцией объединенных сил» на Донбассе, говорит о том, что дела там идут явно неудовлетворительно, всё идет к формированию огромного котла. Донбасская группировка ВСУ, цепляясь за старые рубежи обороны, теряет фланги. Выйти без критических потерь она не может, так как будет разбита на марше ВКС РФ, деблокирована она не будет по той же причине, а также потому, что резервы ВСУ стянуты к Киеву.
В Мариуполе силы националистов остались только в центре города и скоро будут зачищены. В оперативном окружении находится Харьков, подразделения ВСУ там страдают от нехватки топлива и боеприпасов. После падения Мариуполя, потеря «второй столицы» Украины будет нокаутирующим ударом для власти в Киеве и «перемоги» в информационной войне ситуацию уже не спасут.
В самой Украине, в целом, уже наблюдаются сложности с ГСМ и доставкой продовольствия из-за проблем с госрезервом, практически не функционирует финансовая система. Нарушены логистические цепочки, требуется перезапуск всей экономики.
В связи с этим, украинские власти очень нуждаются в мирных договоренностях или, как минимум, режиме прекращения огня. Советник руководителя офиса украинского президента Алексей Арестович в интервью Дмитрию Гордону высказался, что конфликт может продолжиться после небольшого перерыва. Только инициативу в перерыве он попытался приписать российской стороне. Хотя, по факту, он ей не требуется, так как тыловое обеспечение особых трудностей не испытывает.
Таким образом, на мой взгляд, учитывая намерения российского президента минимизировать потери среди гражданского населения Украины, заключение мирных договоренностей неизбежно.
Однако то, на каких условиях они будут зафиксированы, зависит от «упоротости» украинского руководства – чем дольше оно будет сопротивляться, тем хуже для него будут условия договоренностей. Конечно, не стоит забывать, что власти Украины могут нарушить данные ими обещания и российской армии нужно быть готовой заставить выполнить эти договоренности в полном объеме.
Олег Ладогин