Совет директоров Банка России решил сохранить ключевую ставку на уровне 20% годовых. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина назвала текущий рост ставок временной антикризисной мерой.
Ведущий аналитик компании «Открытие брокер» Андрей Кочетков проанализировал для читателей «Журналистской правды» позитивные итоги прошедшего совещания в ЦБ.
«Сегодня Центробанк объяснил, почему было принято решение о повышении ключевой ставки до 20%, и почему она пока такой останется. Но самым интересным в комментарии Эльвиры Набиуллиной стало объявление о возобновлении торгов ОФЗ на следующей неделе, в которых будет принимать участие Центробанк. Эти моменты стали самыми важными в сегодняшнем информационном обмене.
Некоторые считали, что высокая ключевая ставка защищает только депозиты, но на самом деле она защищает всю экономику от сильного инфляционного всплеска, вызванного ажиотажным спросом. Граждане начали закупать различную продукцию, ожидая в дальнейшем серьезного ослабления рубля, в связи с чем была поставлена барьерная ставка, и высокий спрос не создал больших проблем.
Прогноз по достижению целевого уровня инфляции у нас сдвинут на 2024 год. Центральный банк говорит, что многое будет зависеть от того, как разрулится текущая ситуация в геополитике. Это действительно так. Мы все рассчитываем на некий позитивный сценарий, и как только ситуация начнет улучшаться, можно будет рассчитывать на отмену некоторых, самых драконовских санкций, которые наносят больше вреда даже не нам, а экономикам запада (это разморозка резервов и возобновление более-менее нормальной торговли). Также можно будет рассчитывать на укрепление рубля, особенно если Центробанк намекнет на снижение ставки, тогда начнется игра-покупка ОФЗ с целью падения их доходности. Наши репатриируемые капиталы могут серьезно в этом поучаствовать.
Что касается рынка ОФЗ и возобновления торговли на нем с участием Центробанка, пока неясно, что это будут за средства (дополнительная эмиссия или что-то другое), но в любом случае для финансового рынка – это первый шаг к восстановлению нормального функционирования, потому что две недели мы находились в подвешенном состоянии и не знали, как работать и с чем. На следующей неделе ждем возобновления торгов облигациями, потом – будут восстанавливать торги корпоративными бумагами. Это означает, что финансовый рынок опять оживет, и страна начнет жить в нормальном финансовом обмене, компании продолжат финансировать свой бизнес и пр.
Пока сложно говорить о замороженных средствах ЦБ и его переводе в другие активы, потому что кроме китайского юаня ничего особо нет. Точно можно сказать, что не будет увеличения долей в евро и долларах. Мы вряд ли потерпим текущую ситуацию. Соответственно будет возрастать доля юаней в резервах, а также доля золота, которая гарантирует наши определенные обязательства. Но доля в евро и долларах не увеличится, потому что даже другие страны стали по-другому смотреть на эти валюты. Та же Саудовская Аравия и Эмираты собираются получать от Китая юани в оплату за свою нефть. Индонезия переходит на торговые отношения с КНР в национальных валютах, то есть роль доллара и евро начнет снижаться».