Кажется, что происходящие на Украине события оттянули внимание общественности от других, не менее важных тем. А ведь все меньше времени остается до 27 февраля. В этот день в Белоруссии пройдёт референдум по изменению конституции.
Досрочное голосование стартовало 22 февраля. Проведённые ранее соцопросы показали, что большая часть белорусских граждан поддерживает предложенные изменения в конституцию. Но что ждёт белорусов?
Ранее мы уже писали об основных изменениях вертикали белорусской власти, но кое-что упустили. Детальное изучение текста новой конституции натолкнуло нас на мысль, что новый парламент станет более влиятельным. Изменится процедура утверждения законов президентом. Сами посудите. Согласно поправкам, если президент в течение двух недель не возвращает на доработку закон и не подписывает его, то он автоматически считается принятым. А в случае, если конституционный суд признал отправленный президенту закон конституционным, то этот срок сокращается до пяти дней. Что это, если не урезание власти президента?
То есть, с мнением президента парламент уже может и несильно считаться.
Означает ли это, что в Белоруссии установят гибридную президентско-парламентскую республику? Вовсе нет, просто по новому проекту конституции полномочия президента существенно урезаются.
Ранее мы уже писали о том, что большая часть властных полномочий будет у Всебелорусского народного собрания (ВНС). Сейчас это просто некий аналог политического форума по интересам. Представители белорусской власти всех мастей собираются и принимают формальные решения ради пиар-акций. Но поправки в конституцию наделят этот орган почти всей полнотой власти в стране.
В новый ВНС войдут: президент, представители трех ветвей власти, депутаты и члены гражданского общества. Всего в обновлённом собрании будет около 1200 делегатов. Но все полномочия будут у президиума, а остальные нужны для голосования за инициативы этого президиума.
ВНС будет назначать и увольнять членов ЦИК, избирать судей, оценивать легитимность выборов, давать обязательные поручения органам госвласти, вводить ЧП или военное положение (при необходимости), голосовать за отправку белорусских военных за рубеж (по предложению президента).
Главное полномочие, которым наделено ВНС, — это возможность смещать с должности президента, в случае грубого нарушения им конституции.
Как видно, в Белоруссию идут перемены. Скорее позитивные, чем негативные. Только мы не понимаем, почему беглая оппозиция призывает белорусов бойкотировать референдум. Но время уже показало, что все плохое для прозападной оппозиции является благом для Белоруссии. Иначе же нельзя будет говорить, что «Белоруссия загнивает».
Кто бы и к чему не призывал, но после 27 февраля мы узнаем, какой выбор сделает белорусский народ. Как по нам, все будет очевидно и предсказуемо.