После того, как весной-летом 1999 года натовская авиация провела серию многодневных бомбардировок сербских городов, в рамках преступной операции «Союзная сила», дух самой гордой и воинственной страны на Балканах, и самого близкого русским этноса, вне постсоветского пространства, казалось, был сломлен. Тогда видные британские и американские деятели с гордостью заявили о том, что теперь любую войну теперь можно выиграть одними только действиями авиации. Обескровленной, но не побежденной сербской армии пришлось покинуть области Косово и Метохию, святые места для многих поколений сербов. Точные потери среди мирного населения до сих пор до конца не исследованы, но счёт идёт на многие тысячи. Сербская экономика потеряла более 20 млрд долларов и была «вбомблена в каменный век», по заветам генерала ВВС Соединенных Штатов Кёртиса Лемея, американского героя эпохи Вьетнамской войны.
Потом сербов «кошмарили» санкциями и придирчивыми требованиями, штрафуя за любой отход от навязанных им «дорожных карт» и «формул «вечного мира». А в октябре 2000 года случилась «бульдозерная революция», которая, по мысли кураторов, должна была не только снести с властного олимпа Слободана Милошевича, но и окончательно оторвать сербов от корней и калёным железом выжечь вечную проросийскую ориентацию любых местных элит. Во всё это было вложено немалое количество денег. «Бульдозерное восстание» считается первым таким протестом на Востоке и Юго-Востоке Европы и дало неофициальный старт целой серии похожих акций — так называемых «цветных революций». В основном — удачных. Но в самой Сербии, как выяснилось со временем, у вдохновителей ничего не вышло. Сербы сначала упрямо выбирали пророссийских политиков (а там почти нет других, это просто условие политического выживания), а потом вроде как заявили о полной приверженности «европейскому пути», а на деле, всё активнее стали его саботировать.
В 2014 году к власти (сначала в роли Премьера, а с июня 2017 года в роли Президента Сербской Республики) пришёл Александр Вучич, выходец из Сербской радикальной партии Воислава Шешеля. Он, как и многие коллеги, первым делом заговорил о неизменности пути в ЕС и даже в НАТО. Хотя, честно говоря, непонятно, как ощущали бы себя в Альянсе сербы, которых тот подверг самой ужасающей бомбардировке в Европе в послевоенной истории. Но декларации декларациями, а на деле правительство Вучича вело по-меньшей мере двойную игру, дабы усыпить бдительность тех, кто курировал их «дорожные карты». Небогатая Сербия купила у россиян истребители, танки, зенитные установки и массу разного другого оружия, чем вызвала крайнюю степень раздражения у европейских чиновников и их коллег из США. Сербы активно подыгрывали россиянам на газовых фронтах и получили свое ответвление от «Турецкого потока». Но главный «праздник непослушания» у них случился осенью прошедшего года. Косовский спецназ собрался в привычной силовой манере разогнать демонстрацию сербов в Метохии. Но официальный Белград поднял в воздух ударные самолёты и выкатил на «линию контроля» те самые «белые орлы» (Т-72МС), которые передала ей Россия. Европе пришлось усмирять стороны c помощью дипломатических уступок, а уже не просто цыкнув на сербов сквозь зубы.
И в нынешний напряженный момент голос сербского руководства звучит совсем иначе, чем хотели бы официальный Брюссель и евробюрократы. На призыв украинского посланника осудить «агрессию Москвы» Президент Сербии ответил дипломатично, но твёрдо, цитата:
«Мы малая страна и не хотим лишать себя возможности продолжать дружеские отношения с кем-то. Мы не решаем судьбу Украины.Но если так, призываю его позвонить своему президенту Зеленскому и попросить его осудить ужасную и трагичную агрессию, которую над Сербией учинили США, Великобритания и другие страны НАТО. Уверен, что Зеленский так и поступит».
В условиях нынешних требований западных стран к полной лояльности потенциальных «кандидатов в ЕС», эта горькая ирония звучит почти как бунт, и скорее всего, им и является. Да и про 15% антироссийски настроенных сербов европейские политиканы банально врут. Я за свою богатую историю общения с сербскими братушками (настоящими и без всякой иронии) встретил такого одного, и того родом из Америки. Думается, что если так пойдёт и дальше, то Сербию мы скорее увидим в ОДКБ и ШОС, чем в НАТО и ЕС.