Произошедшее 9 января было просто последней мерой, предпринятой Россией и Китаем, чтобы бросить вызов Западу в Боснии и Герцеговине. Хрупкая геополитическая природа Балкан позволяла России последовательно подрывать попытки западной интеграции в регионе.
Хотя иностранное вмешательство не является чем-то новым в подбрюшье Европы, оно исторически ограничивалось региональными державами и США. Но недавнее возросшее сотрудничество Китая с Россией в поддержке этнического сепаратизма в Боснии и Герцеговине (БиГ) показывает, что Пекин рад бросить вызов Западу и подчеркнуть уязвимые места ЕС и НАТО в Европе. Если давление Запада на политику Пекина в Синьцзяне и на Тайване усилится, координация Китая с Россией еще больше подорвет деликатный баланс Запада на Балканах. В конце прошлого года нынешний сербский член Президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик заявил о том, что Республика Сербская, населенная сербами часть страны, будет добиваться проведения референдума о независимости.
Трехсторонняя президентская система БиГ, созданная западными государствами в 1995 году в соответствии с Дейтонским мирным соглашением, предоставила Додику значительную власть. Наряду с его призывами «выйти из многочисленных соглашений, достигнутых после гражданской войны», парламент Республики Сербской принял ряд законов, в том числе позволяющих территории «сформировать свои собственные полугосударственные институты и собственную армию к маю 2022 года».
Через несколько дней после того, как Додик объявил о возможности отделения, посланник США на Западных Балканах Габриэль Эскобар встретился с лидером Республики Сербской. После того, как прозвучала угроза санкций, Додик заявил: — «К черту санкции. Я уже прошел через это. Если вы хотите поговорить со мной, то перестаньте мне угрожать», демонстрируя свое растущее пренебрежение дипломатией США.
День государственности Республики Сербской, отмечаемый 9 января, посвящен провозглашению независимости от Боснии и Герцеговины в 1992 году. Хотя празднование этого дня было признано неконституционным постановлением высшего суда в 2015 году, боснийские сербы продолжают «отмечать годовщину основания» Республики Сербская. Помимо растущих призывов к независимости в Республике Сербской, в этом году в параде также приняли участие представители посольств Китая и России (наряду с сербскими официальными лицами), что вызвало немедленную критику со стороны Сараево. Но истинное намерение России и Китая состояло в том, чтобы послать сигнал Западу. Рост напряженности вокруг Украины, Тайваня и Синьцзяна побудил Москву и Пекин использовать геополитические уязвимости Запада.
Дело 9 января было просто последней мерой, предпринятой Россией и Китаем, чтобы бросить вызов Западу в БиГ. В июле прошлого года Россия и Китай разработали резолюцию Совета Безопасности ООН, в которой объявлялось, что услуги Высокого представителя Боснии, который наблюдает за выполнением мирного соглашения 1995 года в регионе и занимает позицию, в которой доминируют западноевропейские и американские официальные лица, больше не требуются. Хотя резолюция была отклонена , это был явный удар по усилиям Запада по урегулированию разногласий в БиГ. Москва и Пекин стремятся дискредитировать существующие международные механизмы, регулирующие боснийские дела, их усилия по оказанию помощи Республике Сербской в достижении государственности подкрепляются прецедентом, уже созданным Западом.
Помимо поддержки самоопределения различных государств Югославии в 1990-х годах, США и Европейский Союз поддержали заявки Черногории и Косово на независимость в 2006 и 2008 годах соответственно. В течение многих лет Додик мог рассчитывать на поддержку Москвы для поддержки своих стремлений к отделению. Но, почувствовав преимущества партнерства с Китаем, Додик усилил общественную поддержку Пекина. В июне прошлого года Додик заявил, что министерство иностранных дел Боснии и Герцеговины «не уполномочено подписывать совместное заявление о ситуации с правами человека в Китае».
Критикуя действия министерства как «недопустимые и неприемлемые», он выразил свою поддержку Китаю, заявив: — «Я полностью поддерживаю территориальную целостность и целостность Китайской Народной Республики, а также все действия, которые она предпринимает для сохранения своего суверенитета». Сохраняется опасение, что стремление Республики Сербской к независимости может спровоцировать новый виток насилия в БиГ. Наряду с силами Республики Сербской иностранные добровольцы, провокаторы и наемники также могут быть отправлены под видом поездок или переброшены в регион в случае возникновения конфликта. Члены российского клуба мотоциклистов «Ночные волки», воевавшие на Украине, прошли маршем вместе с вооруженными силами Республики Сербской во время празднования 9 января и в предыдущие годы часто совершали поездки в этот регион. Несколько сотен боевиков из Республики Сербской и Сербии, в свою очередь, в последние годы отправились в Украину.
Попытки Запада урегулировать нестабильность силой также чреваты конфронтацией как с сербскими, так и с российскими военными. Воодушевленные своими действиями на Украине и в Сирии за последнее десятилетие, российские военные стали гораздо более грозным и компетентным противником, чем в 1990-е годы. Западное население в значительной степени потеряло желание вмешиваться в гражданские войны, не говоря уже о призраке возобновления военной конфронтации с ядерной державой, такой как Россия, на другом театре военных действий в Европе. Любые признаки военной поддержки со стороны Китая еще больше ослабили бы готовность Запада к вмешательству.
Кроме того, растущие призывы к государственности Республики Сербской вызовут дальнейшие задержки в расширении ЕС и Организации Североатлантического договора на Балканах. В октябре прошлого года Додик заявил в интервью немецкому новостному сайту Der Spiegel, что «Западные Балканы никогда не были дальше от членства ЕС, чем сейчас». Это отражает представление о том, что, хотя вступление БиГ в ЕС зависит от обращения с сербами в стране, Сербия также вряд ли присоединится к ЕС, если институт неправомерно воспрепятствует заявке Республики Сербской на отделение.
Движение к отделению и последующие беспорядки также могут разрушить всю хрупкую постюгославскую экосистему. В дополнение к ободрению хорватских призывов к независимости в БиГ, отделение Республики Сербской может вдохновить албанцев в Северной Македонии и сербов в северном Косово на активизацию собственных попыток добиться независимости.Хотя соглашения о местном самоуправлении, территориальной автономии и разделении власти в национальных учреждениях были распространенными стратегиями урегулирования конфликтов в разделенных странах, они также предоставили Республике Сербской основу для независимости.
При растущей поддержке Москвы и Пекина попытки Республики Сербской отделиться стали гораздо более реалистичными. Недавнее заявление России и Китая о «безграничном» партнерстве между этими странами, среди прочих областей сотрудничества, призвало к прекращению расширения НАТО. В сочетании с усилиями в БиГ становится ясно, что осложнение роста НАТО и ЕС в Европе является ключевой областью, в которой Россия и Китай могут дать отпор Западу и, вероятно, продолжат делать это в будущем.
ДЖОН П. РУЭЛ, американский журналист, живущий в Вашингтоне, округ Колумбия. Статья подготовлена Globetrotter и предоставлена Asia Times.