В Европе долгие годы получали финансовую прибыль за счёт недорогих ресурсов из России, такая «кооперация» настолько нравилась владельцам европейских заводов, что в принципе они и не собирались бы менять такое сотрудничество на что-то ещё. Однако внешние управляющие посчитали, что торгово-экологические отношения с Россией мешают управлять европейской экономикой.
По всей Европе начались невиданные сокращения работы у металлургов и связано это в первую очередь с ценой на энергоресурсы, газ и электричество. Станки ЧПУ и плавильные печи вдруг стали требовать гораздо больше денег на свою работу. Что уж говорить, самая большая металлургическая компания Европы «AM» вынуждена приостанавливать своё производство, по сообщениям Financial Times .
Стоит лишь посмотреть на структуру торгового оборота между Россией и европейскими странами, то всё сразу становится понятно, мы неоднократно разбирали товарооборот с Чехией, Болгарией, Венгрией и другими. Там всё буквально сводится к тому, что Европа покупает у России металлы и сырьё, перерабатывает их и продаёт обратно уже гораздо дороже.
Крупнейшая в мире сталелитейная компания Arcelor Mittal (Люксембург) так и не смогла справиться с возникшими сложностями и резко увеличившуюся себестоимость в настоящее время невозможно компенсировать за счёт увеличения цен на продукцию, иначе она сразу теряет конкурентоспособность. В компании работает 140 тыс. человек и в лучшие годы было выпущено 90 млн. тонн стали в 2016 году, но 2022 год всё расставил на свои места.
Компания выпускала 40 млн. тонн продукции из стали в год и 10 млн. из них приходилось на строительную индустрию, в частности на длинно-прокатные изделия из металла. Частично приостанавливать работу филиалов в Европе руководство начало ещё год назад, но такая тактика не оправдала себя и не помогла решить финансовые трудности.
В компании сообщают, что в принципе будут выпускать продукцию как и в прошлом году, просто проходит оптимизация, а зимой вроде и работы поменьше. Но на самом деле ситуация вряд-ли изменится даже через год-полтора, себестоимость может ещё более возрасти. Естественно в таких условиях многие начнут думать об угольной генерации, в Польше например 65% всего электричества вырабатывается за счёт этого устаревшего энергоресурса, но не у всех в Европе есть угольные шахты.
Не отстаёт от Люксембурга и Испания, которая тоже решила приостановить работу своего сталелитейного гиганта Sidenor. Задуманная учредителями остановка на некоторый срок — сразу было понятно, что затянется на более длительный временной отрезок. Цена на газ и электричество не снижается и вряд-ли уменьшится, а за содержание завода надо платить, поэтому людей распускают в отпуск.
Завод конечно работает, но энергоёмкие линии и часть конвейеров невыгодно запускать в работу и они простаивают. Печи работают с перерывами, компания пересматривает цены на продукцию, которая неизбежно вырастет. А что будет, если Европа потеряет доступ к недорогим российским ресурсам?
Румынский алюминиевый гигант ALRO сокращает 60% своей работы, слишком дорого стало производить продукцию, а ведь завод выпускал 283 тыс. тонн разных изделий в год. Получить от государства субсидию не получилось, все финансы ушли в более важные отрасли, а на спасение завода не хватило.
Завод по производству алюминия Aldel в Голландии — так-же не в состоянии работать в прежнем режиме, предприятие выпускало 150 тыс. тонн продукции в год для самых разных отраслей, от машиностроения — до высокотехнологичных товаров. Сокращая производство, компания лишает бюджет прибыли на несколько лет вперёд.
Закрываются главные предприятия по переработке и производству металла, химическая промышленность и энергетические компании не отстают, производство азотных и других видов удобрений некоторые компании были вынуждены серьезным образом сократить, слишком дорогое производство.
Когда изменится ситуация с закрытием предприятий в Европе — никто точно не знает, кто-то говорит о середине 2023 года, а кто-то имеет менее оптимистичные прогнозы
Европа всеми способами проводит политическое и экономическое давление на Россию, чтобы получить ресурсы и сырье по недорогой стоимости, но в России категорически отказываются финансировать европейскую экономику и похоже устали от такой «кооперации, поэтому переводят отношения на другой уровень, который более соответствует сегодняшним реалиям.
К тому-же закрытие европейских металлургических гигантов открывает новые возможности и перспективы для российских компаний, которые имеют гораздо более лучшие конкурентные преимущества.