Газпром в полной мере позволил Европе ощутить на своём кошельке зависимость от СПГ. При этом в ЕС остались недовольны от действий Газпрома. Оказалось, соблюдая контракты можно заработать в 2 раза больше. Только бизнес и ничего европейского.
Путин много раза предупреждал Европу об опасности отказа от долгосрочных контрактов и зависимость от биржи. В ЕС просто навязывали привязку цен к биржевой торговле на споте. На все предупреждения о нестабильности рынка СПГ только отмахивались. Возможное повышение цен трактовали как стимул для перехода на ВИЭ и уменьшения зависимости от России.
Показательный урок от Газпрома начался с лета 2021. Для начала раздули истерию о низком уровне газа в европейских ПХГ. В Азии цены на СПГ значительно увеличились, а тут ещё и безветрие помогло. Резкий рост цен на газ произошёл в октябре. В ЕС потребовали больше газа от России, но получили ответ- у нас контракт и мы всё исполняем на 100% и ещё пару кубометров в довесок.
Второй скачок цен произошёл 20 декабря и в ЕС увидели ценник в $ 2000. В ЕС хлынул поток газовозов и прежде всего из США. Вроде бы в ЕС надо было радоваться, но случилось 2 маленькие неприятности
— ценник стал +/- $ 1000;
— принять газ можно только в ограниченном объёме, т.к. нет мощностей на приём и регазификацию.
Больше всего терминалов у Франции и Испании, а Британия на втором месте в Европе. Объём в целом на приём СПГ составляет порядка 50 млрд куб. При этом Германия не вкладывала сотни миллионы $ в терминалы, предпочитая трубопроводный газ из России, а крупнейшие предприятия основной потребитель газа. Контракты существуют десятки лет.
У американцев всё получилось. Поставки в январе СПГ в Европу составили 16 млрд куб. Только радости потребителям это не доставило. Цена «молекул свободы» около $ 1000. Резко подскочила инфляция до 5 %. Сильнее всего рост сказался на платёжках ЖКХ. Бюргеры вдруг обнаружили, что чашечка кофе или чая стала дороже день за днём. В Британии на полном серьёзе у главного пропагандиста «ВВС» обсуждают проблему- отопление или еда.