С 2021 года в России де-факто действует прогрессивная шкала налогообложения. Правда, в полноценном плане таковой она, конечно, не является. При этом, переход к настоящей прогрессивной шкале налогообложения — давно назревший вопрос. Нет ни одного аргумента, согласно которому, в России должна сохраняться плоская шкала НДФЛ.
Прогрессивная шкала способна существенным образом сократить чудовищный разрыв в доходах граждан, несколько перераспределив ресурсы. Моделей можно предлагать огромное количество, вплоть до того, что доходы граждан до определенного уровня (например, до 20 тысяч в месяц) и вовсе не должны облагаться НДФЛ.
Но это уже детали. В настоящий момент важно продавить прогрессивную шкалу налогообложения. На наш взгляд, к этому все идёт. Введение прогрессивной шкалы — это естественный и логичный шаг государства, который никак не относится к борьбе государственников и системных либералов. Это вообще из другой плоскости. И поэтому есть шанс, что решение будет принято уже в ближайшей перспективе (до 2025 года).
Разумеется, инициатива должна исходить от Министерства финансов. Тем не менее, Силуанов в конце 2020 года заявлял, что вопрос о введении прогрессивной шкалы будет поднят не ранее 2024 года. Ранее Силуанов заявлял следующее:
Нам часто говорят: давайте, повысим налоги на богатых. На самом деле, мы это сделали: повысили налоги на роскошные имущественные комплексы, машины, яхты, квартиры и так далее. Ну, говорят, давайте сделаем более прогрессивную шкалу налогообложения доходов. Здесь есть и плюсы, и минусы. Минусы какие? Мы знаем, что богатые — люди неглупые. Найдут пути, как обойти это решение. В том числе, могут и вывести вообще деньги из нашей страны
Впрочем, 2024 год — это не такой уж и отдаленный срок. При условии, что закон о прогрессивной шкале будет принят и заработает с 2025 года. На наш взгляд, так оно и будет. Особенно, если рассматривать это решение и в политическом контексте (помним, что будет в 2024 году).
Однако аргумент Силуанова о том, что богатые люди найдут пути, как обойти решение, не выдерживает никакой критики. Благодаря Михаилу Мишустину работа налоговой службы отлажены великолепно. ФНС видит движение чуть ли не каждого рубля.
Наверное, от каких-то налогов можно уйти, переведя доходы в кэш. Но в основном это касается доходов в несколько десятков (максимум — в пару сотен) тысяч рублей. Десятки миллионов налички «пристроить» невозможно. На них не купишь ни автомобиль, ни недвижимость, ни ценные бумаги. А в ресторанах и дорогих бутиках потратить такие суммы нереально.
Более того, мы получили первые результаты введения 15% НДФЛ на доходы свыше 5 млн рублей в год. На наш взгляд, это был своеобразный эксперимент, подготовка к введению прогрессивной шкалы.
Как видим, данная инициатива не вызвала абсолютно никакого сопротивления. Не было высказано не единого аргумента «против». Да, свою роль сыграл тот факт, что собранные деньги идут на лечение детей с орфанными заболеваниями.
Но разве кто-то из богатейших людей возмутится тем, что аккурат с повышением ставки НДФЛ на его доходы, для беднейших слоев населения подоходный налог и вовсе будет отменен? Вряд ли. К тому, даже олигархи из списка Forbes не раз высказывались за введение прогрессивки.
В результате «эксперимента» с новым 15% налогом мы увидели, что не было никакого сокрытия доходов. Во всяком случае, это не имело массовый характер. А результат даже превзошел ожидания: по итогам года собрано 82,7 млрд рублей, хотя изначально планировалась цифра в 60 млрд. То есть, собрали больше аж на 38%.
Таким образом, аргумент Силуанова полностью опровергнут. Но, в отличие от ряда других направлений, здесь на Министерство финансов не будем обрушиваться с нещадной критикой. Ведь все идет к тому, что «прогрессивка» будет введена. Да, в 2024 году. Но это лучше, чем ничего.