Америка и ее союзники разрабатывают правила, чтобы попытаться предотвратить это.
Во время президентства Дональда Трампа многие по-новому взглянули на технологическое превосходство Китая. Некоторые пришли к выводу, что оно представляет угрозу для западной экономики и, возможно, даже для глобальной безопасности. В заголовках новостей Huawei, блестяще успешный производитель телекоммуникационного оборудования, стал лицом этой угрозы. Америка обвинила компанию в том, что она действует как канал для слежки и контроля со стороны китайского правительства. В 2018 году Америка нанесла удар по Huawei. Она запретила китайской компании покупать американские микрочипы, необходимые для ее продукции. Похоже, это возымело желаемый эффект. В прошлом году доходы Huawei впервые за десятилетие сократились почти на треть.
Это был беспрецедентный случай, когда государство помешало такой огромной технологической компании. Доходы Huawei были примерно такими же, как у Microsoft. Но этот подвиг не обошелся без издержек. Поскольку администрация Трампа действовала без тесного сотрудничества с друзьями Америки, это побудило инвесторов из разных стран добавить недостающие звенья к тем частям цепочки поставок полупроводников, которые находятся за пределами досягаемости американского законодательства.
Японские фирмы, среди прочих, начали тихо продвигать свою продукцию таким образом, чтобы обойти американские Правила экспортного администрирования, квалифицируя их как «свободные от ушей». Американские фирмы, многие из которых ежегодно продают Китаю оборудование на миллиарды долларов, начали искать нейтральную территорию, с которой они могли бы продолжать экспорт поставок. Сингапур и Малайзия возглавили этот процесс. «Кто добровольно подпишется под ограничениями со стороны правительства США?» – усмехается один из вашингтонских юристов, который помогает клиентам из технологического сектора обходить новые ограничения.
Тем временем китайские фирмы, подстегиваемые миллиардами долларов инвестиций со стороны государства, удвоили свои усилия по разработке собственных версий технологий чипов, которые они ранее импортировали по цепочкам поставок, связанным с компаниями в Америке. По тому, как развивались события, казалось, что американское правительство будет неуклонно терять контроль над цепочкой поставок чипов. Чтобы избежать такого исхода и сохранить хоть какую-то толику контроля над тем, какие технологии поступают в Китай, ему сегодня необходимо прийти к консенсусу с дружественными странами.
С тех пор как Джо Байден вступил в должность год назад, его чиновники поднимают вопрос о контроле над чипами при каждом разговоре с иностранными союзниками. Один лоббист в Вашингтоне говорит, что за 25 лет он никогда не видел, чтобы полупроводники постоянно занимали первое место в дипломатической повестке дня. Правительства и компании создают форумы для согласования политики в области торговли микросхемами, оборудованием и материалами, используемыми для их производства.
Некоторые видят параллель с Организацией стран-экспортеров нефти, более известной как ОПЕК. На протяжении десятилетий ее члены, экспортеры нефти, объединялись в клубы, пытаясь контролировать количество нефти, поступающей на мировой рынок, чтобы влиять на цены. Сегодняшние новые форумы знаменуют собой первые шаги к созданию аналогичной структуры для контроля экспорта полупроводников в надежде сохранить технологическое преимущество (стран Запада, – прим.) перед Китаем. Ее можно назвать Организацией стран-экспортеров полупроводников – ОСЭП.
Дипломатические органы, занимающиеся разработкой многосторонних соглашений по экспорту технологий, уже существуют. Но они плохо справляются с регулированием торговли полупроводниками.
В 1996 году были заключены Вассенаарские договоренности, в частности, для контроля за торговлей, которая может иметь военное назначение. Это преемник Координационного комитета по многостороннему экспортному контролю, известного как Коком, органа времен холодной войны, который фактически поддерживал эмбарго Запада на торговлю с советским блоком. Официальные лица на словах поддерживают идею обновления Вассенаара, чтобы он мог помочь контролировать торговлю полупроводниками. Но мало кто ожидает, что он будет играть такую роль, не в последнюю очередь потому, что его членом является Россия.
(Вассенаарские договоренности — соглашение, заключённое в июле-декабре 1996 года в городе Вассенаар (Нидерланды) 33 странами, с целью повышения ответственности при передачах обычных вооружений и товаров и технологий «двойного применения» для предотвращения их дестабилизирующих накоплений. С окончанием холодной войны западные страны пришли к выводу, что существовавший режим контроля за поставками вооружений и военных технологий в «социалистические страны» – Коком – устарел. Чтобы противостоять угрозам международной и региональной безопасности и стабильности необходима была более глобальная система контроля за распространением обычных вооружений, товаров и технологий «двойного применения». Поэтому после упразднения Кокома в 1994 году в городе Вассенаре (Нидерланды) было заключено новое соглашение, к которому кроме стран-участников Кокома присоединились и другие государства, являющиеся производителями и экспортерами вооружений, а также соответствующих технологий, в том числе страны Восточной и Центральной Европы, СНГ, а также Аргентина и Южная Корея. Окончательно система соглашений была одобрена и вступила в силу в 1996 году, – прим.).
Поэтому появляются новые форумы. Наиболее формальным является Совет по торговле и технологиям ЕС и США, созданный в июне прошлого года и имеющий рабочую группу, занимающуюся вопросами экспортного контроля. На повестке дня – полупроводники. В совместном заявлении после первого заседания Совета в Питтсбурге в сентябре было заявлено о намерении сотрудничать в «ребалансировке» глобальных цепочек поставок чипов. Таков современный дипломатический язык, на котором обсуждается то, как держать их подальше от Китая.
Индустрия производства микросхем на Западе и в Азии, которые настороженно относятся к Китаю, приветствовала обсуждение, по крайней мере, официально. Она надеется, что более четкие правила экспорта, применяемые во всем мире, уменьшат неопределенность.
Но глобальная дипломатия в области чипов все еще слаба. Когда торговля полупроводниками обсуждается, это, как правило, включается в повестку дня других мировых форумов. Юристы по экспортному контролю и правительственные чиновники ютятся, часто виртуально, в коридорах заседаний «четверки» – клуба стран, в который входят Америка, Австралия, Индия и Япония.
В сентябре Четверка объявила, что одной из ее целей является обеспечение безопасности цепочек поставок полупроводников.
Тема чипов также поднималась в кулуарах встреч, посвященных обсуждению санкций, которые могут быть наложены на Россию в случае ее вторжения в Украину. Американская администрация проинформировала Ассоциацию полупроводниковой промышленности о том, что меры экспортного контроля, применяемые против Huawei, могут стать частью пакета санкций против России, чтобы перекрыть ей доступ к западным технологиям. В отличие от Китая, Россия не имеет своей электронной промышленности, поэтому такие меры контроля не нанесут ей серьезного ущерба. Но это может затруднить проведение кибератак на своих врагов.
Соглашения, заключенные между правительствами ведущих стран в цепочке поставок микросхем – Америки, Японии и Нидерландов – по-прежнему имеют большее значение, чем любые разговоры. Эта троица производит львиную долю оборудования, используемого для производства чипов. Консенсус между ними по поводу торговли чипами стал первым шагом к сдерживанию Китая к концу президентства Трампа. Крупная голландская компания Asml (первоначально расшифровывалась как Advanced Semiconductor Materials Lithography) была готова продать свои самые сложные инструменты компании Smic, крупнейшему и самому крупному чипмейкеру Китая. Японские и американские чиновники набросились на правительство Нидерландов, которое отказало компании Asml в выдаче лицензии на экспорт ее передовых машин в Smic.
Американские чиновники, занимающие более жесткую позицию в отношении Китая и желающие чистого разрыва цепочек поставок, предпочитают этот более узкий подход к дипломатии, основанный на коалиции желающих. Небольшое число участников, планирующих свои действия незаметно, позволяет быстро реагировать на предполагаемые угрозы. Это также дает Америке право главного голоса, повторяя позицию Трампа в отношении Китая, вместо того, чтобы тратить время на уговоры партнеров и поиск путей написания книги четких правил торговли чипами. И европейцы, и японцы хотят более формального многостороннего подхода. Но Америка считает, что в этом случае ее способность быстро реагировать на китайскую угрозу неизбежно будет ограничена.
Нет доли – нет чипов
Как утверждает бывший сотрудник экспортной команды Барака Обамы, проблема заключается в том, что чем решительнее Америка хочет реагировать на Китай, тем сложнее заставить западных и азиатских союзников присоединиться к ней. Без поддержки друзей Америки жесткая линия Америки в отношении экспорта грозит ослабить ее собственные компании. Это связано с тем, что она может направить инвестиции в места, недоступные для Америки, но все еще устраивающие китайских производителей микросхем. Америка оказалась перед выбором между более мягким набором мер контроля, который может лучше работать в долгосрочной перспективе, и более жестким набором, который может нанести больший ущерб китайским технологиям в краткосрочной перспективе, но может повредить американской промышленности в целом. Хуже того, это может разрушить перспективу возрождения американо-китайской торговли чипами в случае, если когда-нибудь возобновятся лучшие отношения.
На данный момент администрация США ищет компромисс, перекрывая китайцам доступ к чипам и инструментам для их производства выше определенного уровня сложности. Например, она полностью запрещает компании Huawei получать чипы, на которых работает сверхмощное сетевое оборудование 5g, но разрешает ей использовать более старые технологии. Точно так же Smic может получить старые инструменты для производства чипов, но не новейшие версии, которые могут быть использованы для чипов, входящих в iPhone и самодвижущиеся автомобили. Однако друзья Америки еще не согласились на этот компромисс, который по-прежнему навязывается в одностороннем порядке через правила экспортного контроля американского правительства.
Администрация Байдена в любом случае скована политической ситуацией внутри своей страны, какой бы новый курс Америка ни пыталась наметить в отношениях с Китаем. «Многие настроены скептически, потому что они не уверены, будет ли Байден рядом», – говорит Ричард Терстон, некогда главный юрист Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (Tsmc), крупнейшего в мире производителя микросхем. Он говорит, что администрация, возможно, теряет аппетит к энергичной чипомании из-за страха, что любое соглашение, которое она заключит, может быть сметено в конце этого года, если Конгресс станет республиканским.
Терстон считает, что контролировать экспорт конкретных машин и компонентов в любом случае неразумно, потому что никакая сеть контроля не может быть достаточно плотной, чтобы остановить решительную и мощную страну от получения нужных ей инструментов. Тем не менее, Китаю будет непросто приобрести знания для использования этих инструментов для производства чипов в коммерчески выгодных объемах. Терстон предлагает правительствам, вместо того чтобы ограничивать цепочки поставок полупроводников, сосредоточиться на защите торговых секретов. Американские полупроводниковые компании и компании из дружественных стран могли бы продавать свои самые передовые услуги на китайский рынок, но при этом не позволять китайским компаниям самим развивать самые сложные производственные мощности.
Это не популярная точка зрения в Вашингтоне, где Байден слишком легко попадает под удары прессы, сетующей на поток чипов и оборудования (предназначенного для их производства, – прим.) в Китай. Однако неудобным фактом является то, что американские производители полупроводниковых инструментов по-прежнему считают Китай одним из своих крупнейших рынков. Applied Materials, калифорнийская компания, которая производит машины, используемые для вытравливания схем на кремниевых пластинах, в 2020 году продала в Китай оборудование на 5 млрд. долларов, больше, чем на любой другой рынок.
Тем временем Китай продолжает прогрессировать. Доля мировых продаж чипов, осуществляемых Китаем, растет. Этого нельзя сказать ни об одной другой крупной стране-производителе микросхем, несмотря на кампанию Трампа по уничтожению китайской промышленности и несмотря на более многосторонние попытки Байдена достичь той же цели. Америка и ее союзники еще могут договориться о том, как сдержать полупроводниковые амбиции Китая. Но может оказаться невозможным, чтобы одно государство контролировало такую сложную промышленность. В этом случае Америка может пожалеть о том, что попыталась вмешаться.