Да, ввод миротворческого контингента ОДКБ в Казахстан будет ещё долго аукаться везде и всюду. И очень неожиданно.
На этой неделе как гром среди ясного неба прогремел уход с поста президента Армении Армена Саркисяна. Да, с некоторых пор в этой стране фигура главы является во многом номинальной. Но этого не становится менее значительным лицо, которое возглавляло республику на протяжении нескольких лет.
У президента Армении были серьёзные завязки с правящими кругами Великобритании. Крайне серьёзными.
При этом, когда война в Карабахе прекратилась после переговоров президента России Путина, премьер-министра Армении Пашиняна и президента Азербайджана Алиева, Армен Саркисян возмущался, что он узнал об этих переговорах постфактум из сообщений СМИ. Возмущался, скажем так, не по должности и не по полномочиям.
После этого он совершил путешествие по заграничным диаспорам, где в том числе призывал к смене власти в Армении. В российском инфополе (и не факт, что только в российском) была запущена серьёзная кампания по продвижению Армена Саркисяна как единственного возможного спасителя страны от гибели. И продолжалась она вплоть до ухода президента Армении в отставку. Трудно даже приблизительно оценить, сколько миллионов и в какой валюте было затрачено на такое продвижение.
В начале этого года случился ввод миротворческого контингента ОДКБ в Казахстан, который был официально санкционирован премьер-министром Армении Пашиняном, судя по всему, после этого у президента Армении окончательно «сдали нервы» и он подал в отставку с формулировками:
Объявивший об отставке президент рассказал, что, когда принимал предложение занять пост главы государства, он исходил из того, что «новый президентский институт будет иметь инструменты, возможности влиять на внешнеполитическую, экономическую, инвестиционную политику, отношения с диаспорой, а также продвигать национальные интересы на международной арене».
<…>
«Я был обязан сделать все, что в моих силах, чтобы избежать дальнейшего углубления внутреннего раскола, возможных столкновений, которые могли привести к крайне негативным последствиям. Я стремился использовать авторитет и связи, полученные в результате многолетней работы…
<…>
В частности, глава государства не может влиять «на вопросы войны или мира», наложить вето на законы, которые считает нецелесообразными.
Бывший президент Армении заявляет прямо, что ему не удалось задействовать свои «связи», которые, как мы помним, у него в основном находятся на одном всем известном Острове. Не получилось у него сосредоточить больше власти в руках у президента, то есть у себя.
А ещё у него не было никакой власти, чтобы влиять на дела «мира и войны», то есть ни на войну в Карабахе, ни на задействование войск ОДКБ — в том числе подразделений армии Армении — в Казахстане.
Теперь очень интересно будет посмотреть, кто придёт на смену Армену Саркисяну.