Белорусские компании «Белинтертранс», «Белкалий-МИГАО» и дочернее предприятие «Беларуськалия» — «Белорусская калийная компания» запросили у государственной компании «Литовские железные дороги» перевозку удобрений до порта Клайпеда. Давайте напомню, что 1 февраля ЛЖД расторгает контракт на перевозку белорусских удобрений с «Беларуськалием», ссылаясь на угрозу национальной безопасности.
«Руководствуясь выводами координационной комиссии по обеспечению защиты объектов, имеющих значение для национальной безопасности, правительство решило с 1 февраля расторгнуть договор как не отвечающий интересам национальной безопасности», – сообщил глава Минтранса Литвы Марюс Скуодис.
И вот новый поворот, на месте одной белорусской компании появляются целых три фирмы, одна из которых государственная, вторая имеет в акционерном капитале китайские деньги. Литовские чиновники сильно задумались, что же им делать. Терять деньги за транзит или сделать вид, что санкции касаются только «Беларуськалия» и другие компании могут перевозить удобрения. Ведь ущерб от разрыва транзитного контракта может исчисляться миллиардами евро.
В Литве оценили ущерб от разрыва договора с «Беларуськалием» о транзите
Откуда данные о миллиардах евро ущерба. Я не буду в один пост объединять всю информацию, но приведу ссылку на пост, где достаточно подробно описано сколько денег попросит терминал в Клайпеде, если лишится грузов.
Литва не хочет лишаться транзита белорусских удобрений
Вернемся к обращению белорусских компаний к ЛЖД.
«Не слишком много технических и юридических возможностей это запретить или не разрешить. Если перевозчик не криминальный преступник или находящееся под санкциями предприятие и просит (разрешения) предоставлять услугу на территории Литвы, то ЛЖД практически может регулировать транзит только ценами, но чтобы сказать «нет» — на это нужна очень солидная причина», — заявил Президент литовской национальной ассоциации экспедиторов и логистов Lineka Edmundas Daukantas.
Как интересно получается. Если в накладной стоит отправитель «Беларуськалий», то договор угрожает национальной безопасности. А если другая компания, то причин для отказа нет, национальной безопасности ничего не угрожает. Честное слово, это настолько смешно, что можно не смотреть выступления юмористов.
Как-то очень странно получается, неужели в санкционном пакете США не предусмотрены подобные варианты? По «Северному потоку -2» такие оговорки давно сделаны. Дальше ещё интереснее, глава литовских перевозчиков перешел к обвинениям «режима Лукашенко».
«У правительства Лукашенко есть очень хорошая привычка присваивать валюту — все, даже принадлежащие государству предприятия, стараются иметь филиалы в ЕС, чтобы не качать в Беларусь валютные деньги. А чтобы открыть счет в ЕС, здесь нужно открыть предприятие», — утверждает Эдмундас Даукантас.
Все правильно, чтобы вести бизнес в Евросоюзе проще открыть представительство, иметь счет в местном банке и так далее. Это нормальная мировая практика собственного говоря. Американцы открывают представительства в Китае или хотя бы на Тайване для работы на китайском рынке. И никого это не удивляет. Западные фирмы открывают представительства в России и это тоже никого не удивляет.
А здесь удивление и обвинения в невозврате валютной выручки в Белоруссию. Откуда литовский чиновник знает как возвращается или не возвращается валюта в Белоруссию? Смешно.
И нужно отказать и денег очень хочется получить за транзит. Ждем развития событий. Победит «национальная безопасность» или жажда легких денег за транзит. Если победят деньги, то не нужно будет доводить до банкротства национальные железные дороги, не будет исков от владельца терминала в Клайпеде, не будет безработных и прочих неприятных последствий отказа от транзита белорусских удобрений.