Главная тема последних нескольких недель – это возможность начала войны России и Украины. ВС РФ активно стягиваются к границе Незалежной, туда перебрасываются «Искандеры» и дальнобойные РСЗО «Ураган», в Черное море идут практически все имеющиеся в составе ВМФ РФ большие десантные корабли. Опять. Напомним, что прошлой весной было все то же самое, и никакой войны не приключилось. Нужна ли вообще России эта война?
Вопрос очень сложный и неоднозначный, потому важно верно его сформулировать. Правильно будет спросить, нужна ли России Украина, и если да, то какую цену она готова за нее заплатить?
Напомним, что в 2014 году у Кремля были просто идеальные условия для того, чтобы осуществить «белорусский» или «казахстанский» сценарии: факт государственного переворота был неоспорим, в Ростове сидел законный президент Янукович, который попросил Москву о вводе российских войск (позволим себе не поверить в то, что потом это опровергалось), на всю Украину имелся лишь один боеспособный батальон ВСУ. Чем мог бы завершиться Майдан в 2014 году, можно судить по Белоруссии образца 2020 года и Казахстану 2022 года. Достаточно было проявить твердую позицию и поддержать дружественную на тот момент страну в вопросе восстановления конституционного порядка.
Но, увы, этого сделано не было. За это уже пришлось заплатить высокую цену: тысячи погибших и раненых с обеих сторон вооруженного конфликта на Донбассе, разрыв торговых и производственных связей с Украиной, несколько пакетов западных санкций, необходимость строительства дорогостоящих и ненужных обходных газопроводов, третирование и промывка мозгов русскоязычного населения Незалежной со всеми вытекающими в виде разрыва семейных связей с родственниками в России и т.д. Зато «ненужная» Украина пригодилась Западу. За прошедшие с Майдана 8 лет ничегонеделания с нашей стороны там появилась большая и вполне боеспособная армия, строится военная инфраструктура, которая будет использоваться блоком НАТО, а в перспективе – появление элементов американской системы ПРО двойного назначения, в лучшем случае, или ядерных ракет средней дальности США с минимальным временем подлета до Москвы, в худшем.
Давайте честно скажем, что это полное фиаско российской внешней политики на западном направлении. Под конец 2021 года в Кремле вдруг проснулись и поняли, что «ненужная» ему Украина пригодилась Североатлантическому альянсу, и начали ставить свои запоздалые ультиматумы. И отчего-то никого на Западе они пока что не впечатляют. А почему? А потому, что Украина была Рубиконом, показавшим, насколько далеко реально наши власти готовы зайти. «Озабоченности», обходные газопроводы да связывание по рукам собственных «прокси» в ЛДНР Минскими соглашениями. И кого, спрашивается, это должно испугать? И что, например, принципиально изменится от появления российских ракет где-нибудь на Кубе или в Венесуэле?
Еще раз хочется акцентировать внимание, что именно Украина стала символическим Рубиконом, после которого наши «партнеры» перестали нас бояться и совсем распоясались. Не будь ее, не было бы и наглого и безответного уничтожения российского бомбардировщика турками, не было бы варварской бомбардировки «вагнеровцев» американской авиацией под Хишамом, не было бы и безнаказанно сбитого российского вертолета азербайджанскими военными, не прошелся бы британский эсминец «Дефендер» без спроса через территориальные воды Крыма. Это все прямые следствия невнятной и непоследовательной политики Кремля по Украине. Белоруссия образца 2020 года и Казахстан 2022 года – это попытки лечить симптомы болезни, но не саму болезнь.
Но как ее лечить сегодня, в январе 2022 года, когда при нашем же собственном попустительстве Киев создал большую и вполне боеспособную армию, которую обучали и вооружали «западные партнеры»?
Может ли Россия победить Украину в войне? Да, по-прежнему может. Только цена вопроса будет кратно выше, чем это могло быть в 2014-м. И не надо нас пугать перспективой Третьей мировой ядерной войны из-за Незалежной, никто на Западе ее точно не начнет. Но прямое военное вторжение будет стоить ВС РФ немалой крови, а после могут начаться проблемы с партизанщиной. Все это решаемые проблемы, но за ничегонеделание в минувшие 8 лет придется дорого заплатить и в плане экономики.
По данным издания The New York Times, за попытку силового сценария Россия будет отключена от системы финансовых транзакций, будет наложен запрет на импорт в нашу страну продукции с американскими технологиями – от смартфонов и ноутбуков до холодильников и стиральных машин. Под новые жесткие санкции могут попасть отечественные оборонная и аэрокосмическая сферы, усложнен будет экспорт российских вооружений на зарубежные рынки. США поддержат Украину вооружениями. По другим источникам, под полное эмбарго или квотирование может попасть экспорт российской нефти и нефтепродуктов. Последнее, к слову, вполне укладывается в глобалистскую концепцию ускоренного «зеленого энергоперехода».
Готова ли к такому сценарию наша страна? Наверное, нет. Судя по тому, что порог расходования средств ликвидных ФНБ на реальный сектор экономики был недавно повышен с 7% ВВП до 10% ВВП, никто из системных либералов в правительстве и не заморачивается особо с подготовкой России к возможности оказаться под эмбарго.
Так что же делать? Забыть про Украину навсегда и смириться с тем, что в случае превентивного удара американские ядерные ракеты из-под Харькова долетят до Москвы всего за несколько минут, или же, вдруг всполошившись спустя 8 лет ничегонеделания, броситься отвоевывать у Запада Киев, Одессу и Львов? Не претендуя на истину в последней инстанции, позволим себе высказать три возможных ответных шага на расширение НАТО на Восток за счет Незалежной и Грузии.
Во-первых, во главу угла необходимо поставить экономику, без которой никуда. Пока не стало слишком поздно, чтобы не остаться вдруг с пустыми магазинами, нужно закупить, например, в Китае лицензии на производство тех самых ноутбуков, смартфонов и холодильников. Люди постарше помнят, что такое времена дефицита, в который США нас могут в одночасье вернуть. Необходимо комплексное импортозамещение с производством товаров первой и второй необходимости по лицензии либо в формате совместных предприятий. И это стоит сделать заранее, а не тогда, когда западные санкции уже будут введены, и все станет еще сложнее.
Если отвлечься от холодильников и плоских телевизоров, значение которых для нормальной комфортной жизни не стоит преуменьшать, то стране нужен собственный проект экономического развития, на роль которого, к примеру, вполне претендует предложенная министром обороны РФ Сергеем Шойгу новая внутренняя колонизация Сибири и Дальнего Востока. Градостроительная программа имеет колоссальный потенциал для инфраструктурного и промышленного развития страны. Эффективнее и надежнее вкладывать средства ФНБ не в американские «фантики», а в себя.
Во-вторых, блоку НАТО, точнее, его главным «заводилам», нужно ответить на их же «заднем дворе». Например, можно помочь вооружениями сирийским и иракским патриотам для активизации борьбы с американскими оккупантами, у которых должна начать гореть земля под ногами.
Пусть на Кубе наши ядерные ракеты уже никому не нужны, но Москва могла бы продать Гаване со скидкой ОТРК «Искандер-Э», многоцелевые истребители и фронтовые бомбардировщики, ЗРК С-300 и С-400, противокорабельные комплексы «Бал» и «Бастион», а также дальнобойные РСЗО «Смерч» и «Ураган». Военно-политическая субъектность Острова свободы от этого радикально возрастет, а база Гуантанамо, соседний штат Флорида и корабли ВМС США в Карибском море окажутся под прицелом кубинских патриотов.
Также перечисленные вооружения можно было бы поставить патриотам Аргентины в их правом деле по деоккупации Мальвинских островов англичанами. К слову, уже давно в укреплении обороноспособности Аргентине помогает Китай. В ответ на активизацию Великобритании на Украине и в Гонконге Москва и Пекин вправе посодействовать в проведении военно-морской операции по ее выдворению с Фолклендских островов.
Перенос боевых действий на территорию противника является более эффективным шагом, чем простое отсиживание в глухой пассивной обороне.
В-третьих, не стоит забывать про саму Украину. Военный сценарий пока возьмем за скобки, но будем держать наготове как крайний. Рациональнее было бы раскидать и распылить силы противников сразу по нескольким направлениям. Это может быть одновременно местный «газовый майдан», вызванный недовольством населения ростом тарифов, бунт неповиновения ряда офицеров ВСУ, настоящих украинских патриотов, отказывающихся подчиняться преступным приказам Киева (с которыми сперва поработала бы наша разведка), а также одновременное контрнаступление ополчения на Донбассе, что неминуемо приведет к краху прозападного марионеточного режима в Незалежной.
Потом, главное, не зевать и не ограничиваться «озабоченностями».
- Автор: Сергей Маржецкий
- Использованы фотографии: Минобороны РФ