О том, что С-400 гораздо больше, чем просто хороший комплекс, мы уже неоднократно писали в наших материалах. К примеру Турция, чтобы его приобрести, отказалась от программы переоснащения своей истребительной авиации «стелсами» Ф-35 и вынуждена была слегка притормозить собственные амбициозные проекты развития и производства ударных и разведывательных дронов «Анка» и «Байрактар». Больше того, каждое включение турецкого комплекса, даже в тестовом режиме, останавливало все дежурные полёты самолётов «пятого поколения» в районе испытаний. Американцы объясняли это тем, что комплексы С-400 в рядах НАТО подобны знаменитому «Троянскому коню» и содержат «закладки», передающие все данные представителям производителя. В итоге, в качестве наказания, турки не могут получить даже отнюдь не новые Ф-16, которые сейчас активно выводятся из эксплуатации. Но это не помешало им вести переговоры о втором полковом комплекте «Триумфа» и, по сути, деятельно покушаться на единство НАТО в вопросах вооружения.
Похожая ситуация происходит и на другом конце Евразийского континента, на берегах Тайваньского пролива. С той лишь разницей, что Тайвань на единство НАТО не покушался и прямого отношения к нему не имеет. Однако с зимы прошлого года остров и непризнанная республика находится под плотным колпаком комплексов С-400, закупленных Китаем ещё в 2014 году. Вторым полковым комплектом, полученным Поднебесной в конце 2019-го, были усилены позиционные районы, расположенные в непосредственной близости от мятежной территории. По сути, Китай таким образом обозначил потенциальную бесполётную зону, на случай глубокой эскалации конфликта. Любые летательные аппараты тайваньских ВВС оказываются в радиусе действия зенитной системы российского производства.
На днях азиатские информационные агенства сообщили о том, что очередной, уже пятый по счёту за последний год, самолёт ВВС Тайваня рухнул в океан по неизвестным причинам. Теперь им стал F-16V, одна из самых продвинутых модификаций старого «Fighting falcon». Новый истребитель не прослужил и двух месяцев, и как говорят представители Тайбэя, стал жертвой беспрецедентного давления Китая, который, по выражению местных СМИ «держит на мушке любой объект в воздушном пространстве острова». Поставки F-16V Тайваню были начаты осенью 2018 года в качестве альтернативы «стелсам» F-35, которые США продавать островитянам отказались, не объясняя почему.
Эксперты американского журнала Military Watch magazine уверены, что одной из самых важных причин стал тотальный контроль неба над Тайванем российскими комплексами, способными обнаруживать цели на расстоянии до 600 км:
«На близких расстояниях до 250 км, где он (F-35) почти наверняка будет действовать, его полёты предоставят НОАК широкие возможности для изучения систем уклонения от радаров, с помощью своих датчиков, и со временем получить ценные данные, которые помогут брать на прицел F-35 в будущих сценариях военного времени. Опять же, эта информация почти наверняка будет передана России и Северной Корее, которые будут использовать ее для более эффективной разработки стратегий и технологий для поражения американских самолетов-невидимок своими истребителями и платформами ПВО, такими как С-400 и КН-06».
Думается, что «Триумфы» способны обнаруживать «стелсы» и на более солидных расстояниях. Об этом, к примеру, говорили офицеры ПВО из той же Турции. Так что предоставленные иностранным операторам комплексы, помимо принесенных денег, продолжают работать на интересы России, даже оказавшись в руках таких неоднозначных покупателей, как турки, или китайцы.