Возвращение наших войск на Кубу и развёртывание военных баз и баллистических ракет в других странах Латинской Америки, в частности, Венесуэле и Никарагуа, всё чаще обсуждается в качестве ответной меры на попытку затащить в Североатлантический Альянс страны бывшего СССР и невероятную военную активность Блока непосредственно у наших границ. Идея эта, безусловно, имеет свои резоны, и, по сути, лишь зеркально повторяет то, чем американцы занимаются всё время после окончания «Холодной войны». Однако, её реализация почти наверняка ввергнет мир в новый виток конфронтации, причем с совершенно непредсказуемыми последствиями. Это на словах американские политики не допускают появления в мире чьих-то сфер влияния. Но, как говорили древние римляне, что позволено Юпитеру, не позволено быку. У себя на «заднем дворе» американцы собираются играть по собственным правилам. Об этом они уже декларировали устами советника по безопасности президента Байдена Джейка Салливана. Ему же, в куда менее дипломатичной форме, вторят крупные чины из Пентагона, которые заявляют, что Карибский кризис покажется цветочками, если Россия вновь попытается «милитаризировать» «Остров Свободы». И нужно честно признать, что возможности не допустить широкое военное присутствие России на Кубе у американцев имеются. И военные, и политические. Тут надо смотреть правде в глаза. Даже СССР, с его мощным океанским флотом, решился на подобный шаг всего раз и мир был сразу поставлен на грань ядерной катастрофы.
В середине прошлого десятилетия Россия вновь начала активный диалог с политическим руководством Кубы. После долгого перерыва, в Гавану опять направились солидные делегации политиков и бизнесменов. Вслед за ними потянулись и военные. Особо примечательным стал прошлогодний недельный визит Главкома ВМФ России адмирала Николая Евменова. Именно после этой обстоятельной поездки, в США всерьёз стали оценивать риски возвращения России на Кубу, благо кубинские товарищи данную возможность приветствовали обеими руками.
Когда-то это симпатичное островное государство называли «шестнадцатой республикой СССР». Но потом развалился Союз и наши старые кубинские друзья оказались жестко предоставлены сами себе. В 2002 году российские военные заморозили деятельность последнего своего объекта на острове, пункта радиолокационной разведки в южном предместье кубинской столицы — районе Лурдес. В своё время эта база была словно кость в горле американских военных и политиков. Она держала «под колпаком» всю радиотехническую активность на Восточном побережье Соединенных Штатов. «Русские из Лурдеса не просто залезают к нам в каждую казарму, боевой корабль, или систему связи. Они там днюют и ночуют. Кроме того, их спецслужбы связи активно используют Лурдес в интересах российской экономики», — заявлял директор американской военной разведки DIA Патрик Хьюз даже в середине 90-х, когда США, фактически, осуществляли внешнее управление нашей страной. Лурдес законсервировали вскоре после трагедии 11 сентября 2001 года, в качестве выражения доброй воли и солидарности с американским народом. Но широкий жест, как это часто бывает, был расценен нашими «партнёрами», как очередное проявление слабости. Теперь, похоже, настало время собирать камни.
Американцы не дадут разместить на Кубе ракеты, даже если до этого придётся воевать или грубо вмешиваться в политику соседей. Они уже пытались инспирировать «цветные революции» и в Венесуэле (с 2019-го), и на Кубе в июле ушедшего года. Это нас можно обвинять в «параноидальных страхах перед НАТО» и негативном влиянии на суверенный выбор других стран. Для США это в порядке вещей. Но возобновление деятельности базы в Лурдесе и, к примеру, организация пункта технического обеспечения ВМФ в глубоководной бухте Сьенфуэгос, это уже задачи другого уровня, не несущие «прямой явной угрозы». Именно об этом говорили доклады различных ветвей американской разведки после визита на Кубу российского Главкома ВМФ. Так что начинать лучше с малого. Вернуть наш Лурдес в «каждую казарму, боевой корабль, или систему связи». И это уже будет очень сильный ход.