Доктор Александр Сосновский проанализировал психотипы российских либералов, которым могут предложить роль так называемого «лидера» или «лидерки» российской оппозиции, а также объяснил, кому занять место Навального точно не светит.
Конечно, представить, что некто неизвестный и не отравленный вдруг получит роль лидера российской оппозиции, невозможно. Несомненно, это будет персона с известным именем, имеющая крышу на Западе. И что немаловажно, не вызывающая ревности бывших соратников Навального. Разумеется, что личная харизма, темперамент и владение речью являются неотъемлемой частью кандидатов.
Проанализируем психотипы нескольких кандидатов на роль эрзац-лидера.
Юлия Навальная
Её давно прочили и готовили на эту должность. Брали интервью, раскручивали в западной прессе. Вспомним её поездки, связанные с концентрацией и переводом крупных финансовых сумм со счетов Навального под личный траст. Имелась реальная опасность потери контроля над финансами ФБК и Ко и перехода всех секретных и явных счетов в руки заклятых друзей, возглавляемых Волковым и группой сочувствующих, начиная с Соболь. Первое, что сделала Юлия практически незаметно для общества, вернула себе этот контроль над финансами. В этом ей отлично помогли западные «крыши», которые на некоторое время стали внезапно меньше писать и меньше говорить про нее. Именно поэтому она имеет очень хорошие шансы вернуться в российскую повестку фактически с чистого листа, получив все необходимые преференции и финансы Берлинского пациента.
У неё есть и серьезные минусы. В первую очередь, это неумение вести открытые дискуссии. Она побаивается вступать в словесные конфликты и ограничивается только заочными дуэлями. Навальная не уверена в своей внешности, несмотря на попытки окружения представить её в виде светской леди российского бомонда. Эта стеснительность и неуверенность, возможно придуманная, помешает в налаживании необходимых контактов в европейской среде. К числу её проблемных зон относится и женский батальон Навального. Начиная от Соболь и Ярмыш и заканчивая фигурами типа Певчих, которые несомненно будут скрытно (возможно, и явно) ограничивать влияние Юлии Навальной и мешать ей.
Дарья Навальная
Невероятно перспективная фигура, которую могут начать имплантировать на роль лидера в относительно отдалённом будущем. Ей двадцать и, конечно, на фоне почти престарелых соболей и волков её шансы вырасти в лидера оппозиции необычайно высоки. Она получает великолепное образование в Стенфорде, владеет свободно английским и в ближайшие три-пять лет выстроит такую линейку политических и экономических связей, которые даже «англичанке» Певчих могут только сниться. Для примера, напомню о карьере куратора Bellingcat, группы Певчих и самого пациента – Христо Грозеве. Юный Грозев благодаря языку и прыти попался на глаза американскому миллиардеру и агенту ЦРУ Джону Клюге. Клюге, набивший себе руку вербовкой перспективных агентов еще в годы Второй мировой, быстро понял амбиции Грозева и дал ему свою «крышу». Под этой «крышей» 18-летний Грозев начал обучение в том числе в США, получил связи и доступ к большим деньгам. Из юного и тщеславного паренька к тридцати вырастили опытного агента, имеющего связи в мире бизнеса, политики и спецслужб. У Дарьи есть все предпосылки перещеголять Грозева – она уже учится там, она уже имеет связи в Брюсселе, у нее нимб дочери «страдальца». Такая вита на 100 % годится для приема на «работу». Ее начнут, точнее, думаю, уже начали, окучивать со всех сторон, готовя к моменту «Х». Это тот самый момент, когда будущего лидера представят в прямом или переносном смысле пастве. С ней поработают профайлеры, «ораторы» и кризисные менеджеры. Перечень ее плюсов можно продолжить, но и этих хватит.
Проблем у нее немного, но они серьезные. Первая – это ее юный возраст, в котором охотно влюбляются и находят пару, друга или подругу. Это может напрочь сломать карьеру политика по понятным причинам. Начиная от рождения ребенка до желания посвятить себя сперва семье , а потом политике.
Вторая серьезная проблема – это холерический темперамент, который она с трудом обуздывает. Это мешает при создании коллектива единомышленников, в которых она нуждается. И, наконец, третья и самая большая проблема – возраст членов команды пациента. Им будет тяжело принять Дарью и согласиться с тем, что юная девушка будет их шефом. Потребуется вмешательство кураторов для уравновешивания ситуации. Но и новые люди второго плана, не старше двадцати трех, будут введены в команду для создания защитного поля вокруг Дарьи.
Роман Доброхотов
Сомнения мучили меня, когда я составлял предварительный список, и Доброхотова в первом списке не было вообще. Тем не менее он все-таки появился в нем не в силу особых личных качеств, а из-за целого ряда внешних факторов.
В первую очередь, это несомненно тесная, дружественная и особая связь с Христо Грозевым. Грозев вытащил Доброхотова на европейский простор и придал этой персоне особый оттенок. Напомню, что практически впервые Доброхотов появился на евроэкранах во время пресс-конференции, на которой Bellingcat представлял свое расследование по МН17. Роман сидел рядом с человеком по имени Мориц Ракусцинки, он же Христо Грозев. Не затрагивая профессиональности их «расследования», остановлюсь на «мелочах». Сомнений в том, что Доброхотов был привлечен именно Грозевым, нет никаких, но остается вопрос: только ли как журналист привлечен? Не стоят ли за этими людьми интересы спецслужб, которые руководят Bellingcat и другими структурами? Переводя на русский язык, есть веские основания полагать, что Доброхотов мог быть завербован Грозевым или его хозяевами. Для какой цели? Если смотреть не только себе под ноги, то можно разглядеть перспективы Романа. Перечислю. Ему пришлось бежать из страны, и он приобрел ореол страдальца и мачо одновременно. Он известен в Европе. Роман не входит в группу приближенных пациента и стоит обособленно и вдали от финансовых дрязг Навального. В конце концов, он стал соучредителем совместной с Грозевым фирмы, которая расположилась в Вене. Все это вкупе делает его послушным оружием в руках авторов операции по замене лидера. Иногда послушность и зависимость важнее знаний и харизмы.
Кстати, харизма – это его главная проблема. Потому что ее просто у него нет. Он не харизматичен, скучен и однообразен. Но кто сказал, что без харизмы нельзя возглавить оппозицию? Для роли лидера-марионетки харизма не нужна.
Муратов-Сокуров
Этот двуликий Янус был рождён буквально в последние недели. Один – получив Нобеля, второй – нахамив президенту. Почему-то я вспомнил, что традиция приводить деятелей культуры к власти на постсоветском пространстве еще существует. Самый яркий пример – Вацлав Гавел.
И вот неожиданно на российских просторах появились лица знакомые, но внезапно заявившие о своих претензиях на лидерство и даже власть.
Просто перечислю некоторые общие черты этого психотипа. Ярые критики власти, обладатели международной известности, премий, титулов. Имеют авторитет в либеральных кругах и слывут непримиримыми врагами прошлого страны, а также нынешней власти.
Сокуров ведет себя так, словно он получил добро на то, чтобы хамить президенту. Более того, если внимательно посмотреть видео его спора с Путиным, то можно увидеть главное – это заготовка. Не текст его речи, а те самые моменты, когда он перебивает и показывает, что он имеет претензии на право перебивать главу государства. Это никакого отношения к воспитанию и этике не имеет. Такие трюки имеют глубокий психологический подсмысл и должны служить сигналом «я готов властвовать». Это сигнал внутрь и одновременно за пределы страны.
Муратов во время речи лауреата «забывает» про пациента. Случайно? Конечно, нет. Ему намекнули или передали прямым текстом, что время пациента прошло и новый нобелевский лауреат вполне может возглавить оппозицию. Ничего не меняя в жизни при этом. Так и будет всегда главредом, а его нобелевку будут просто носить на митинги и в нужный момент, как они думают, вытащат его на трибуну.
При всех сомнениях и вопросах, которые я вижу отчетливо и понимаю, сбрасывать со счетов подобный вариант не стоит.
Есть целая скамейка запасных, которые могут в разных местах, в разное время проявиться: Певчих, Кара-Мурза, Гудков-младший, Милов, Каспаров, Ходорковский, даже Синдеева и Дудь. Не упомянул Волкова, Соболь и др. – они без шансов. Оставим всех на потом, будет еще время заняться их психотипами.
Одно мне совершенно понятно, ставить будут не на одного.
Россию ждет многоколейка смены лидера. Террариум друзей и забег в ширину, в ходе которого тела проигравших будут безжалостно выбрасываться на обочину.
В конце забега останется одна персона, и я намеренно пишу «одна персона», а не «один лидер».
Ищите женщину.