Так называемый «Саммит демократий», собираемый Соединенными штатами, ставит страны мира перед радикальным выбором — стать сателлитом США или остаться независимым государством, к воротнику которого пришпилят ярлык «авторитарное», и запишут в список «изгоев».
Фарерские острова — это самоуправляющаяся община внутри Датского государства с ограниченным суверенитетом. Вообще-то, в 1946 году население Фарер проголосовало за выход из Датского королевства, но датчане распустили фарерский парламент, назначили досрочные выборы и уже новый парламент проголосовал за то, что архипелаг останется в составе Дании, с усеченными правами. В числе прочего, внешняя политика оставалась в ведении Копенгагена.
В 1949 году Дания вступила в НАТО. Законодательно запретила размещение на своей территории ядерное оружие. И вообще, вплоть до развала СССР, Дания была скорее нейтральной страной и вела себя, как порядочная. Но не успела осесть пыль вокруг рухнувшей Берлинской стены, как из королевства поперла необъяснимая воинственность.
Дания направила контингент на войну в Персидском заливе. Поддержала политику по содействию вступлению в НАТО стран Восточной Европы и Балтии. Стала проводником военного курса США в Европе. 44 тыс. датских военных участвовали в военных операциях НАТО на Балканах, в Ираке, Афганистане и др. Она активно участвовала в бомбардировках Ливии. В 2009 году руководство альянсом доверили бывшему премьер-министру Дании Андерсу Фог Расмуссену. Дания предоставила США право модернизации военной базы в Гренландии.
И вот теперь опять двадцать пять. Дания продолжает продвигать идею строительства на Фарерских островах радиолокационной базы НАТО. Последний раз этот вопрос всплыл в марте этого года, и тогда министр культуры Фарерских островов Йенис ав Рана заявил о том, что «предоставление ответа Дании о строительстве на территории автономного региона радиолокационной станции воздушного наблюдения, стоимостью 390 млн. датских крон, откладывается как минимум на два месяца».
В ответ министр обороны Дании Трине Брамсен заявила, что «юридически Дания имеет полномочия установить радар на Фарерских островах в одностороннем порядке, но примет во внимание возражения общины островов».
Сегодня декабрь и правительство Дании опять стучится в фарерскую дверь. И товарищ Йенис ав Рана уже рассуждает иначе: «Радиолокационная станция, это не военный вопрос. Может, она и вписывается в общий военный образ НАТО, но никаких военных на Фарерских островах не будет», — говорит он, очевидно прикидываясь Столтенбергом.
На что ему отвечает фарерский парламентарий Бьярни Карасон Петерсен: «Если на Фарерских островах появятся радары, мы, например, в какой-то степени станем стратегической целью бомбардировок». «К тому же Фарерские острова зависят от экспорта рыбы, а один из самых крупных покупателей рыбы у них — Россия, которая предостерегает против того, чтобы НАТО обосновывалась в этом регионе». «Мы рискуем потерять большую часть нашего экспорта в Россию. Фарерская экономика может этого не пережить», — передает слова Петерсена шведское издание SVT.
Миллионы людей недолюбливают жителей Фарерских островов за то, что они каждый год безжалостно забивают сотни беззащитных дельфинов у своих берегов. Будут ли переживать эти люди, что Фарерские острова станут дежурной мишенью для российских ракет, точно неизвестно.
Зато точно известно, что 97% экономики Фарерских островов составляет рыба. Еще точно известно что, не поддержав санкции против России, Фарерские острова продолжают продавать львиную долю своего улова в Россию. 23 ноября 2021 года росрыболовство и фарерские власти договорились об обмене квотами и теперь наши рыбаки могут ходить за путассу, скумбрией и сельдью в рыболовную зону Фарерских островов, а фарерские рыбаки к нам за треской, пикшей и камбалой.
И вся эта рыболовная идиллия в случае резких движений может накрыться датским тазом с натовским радаром…