Два часа и две минуты. Ровно столько, если верить официальному хронометражу, длился виртуальный диалог президентов России и Соединенных Штатов, прошедший вечером 7 декабря в режиме видеоконференции. Очень хотелось бы назвать это событие «историческим», «первым шагом к снижению уровня конфронтации Москвы и Вашингтона» или хотя бы «вселяющим надежду» на что-то подобное. Увы… Пресс-секретарь нашего президента, Дмитрий Песков еще накануне саммита откровенно сказал о том, что российско-американские отношения сегодня представляют из себя натуральные «авгиевы конюшни», которые одним разговором (пусть даже и продолжительным) не разгрести. Надеюсь, никому не надо напоминать, чем именно были наполнены хозяйственные постройки царька-грязнули, которые пришлось прибирать Гераклу? Вот-вот – тем самым…
Не стоит забывать, что еще до начала переговоров их стороны обменялись предельно жесткими словесными выпадами, четко демонстрировавшими, что отступать и сдавать позиции не намерен никто. Владимир Путин заявил о намерениях требовать от Запада, и, в частности, конкретно блока НАТО твердых юридических гарантий того, что он не будет пытаться продвинуться на Восток, поглощая, прежде всего Украину, а также не станет размещать на ее территории свои военные базы и вооружения. В ответ глава Белого дома отрезал, что «не признает никаких «красных линий», особенно относительно «нэзалэжной». Вот и поговорили, называется…
Тем не менее, даже самый худой мир, как известно, лучше доброй ссоры – если она возникает между сверхдержавами, обладающими наибольшими на планете ядерными арсеналами. То, что разговор вообще состоялся, явление, безусловно, позитивное. При этом нельзя сказать, что был он вовсе уж бесполезным – для нашей страны, естественно. Что бы там дедушка Джо не бухтел насчет своего «неприятия» устанавливаемых в Кремле пределов для наглости и аппетитов наших заокеанских «друзей», реальность говорит совершенно о другом. Непосредственно после окончания переговоров в Вашингтоне состоялось весьма интригующее событие. А именно – представление обеими палатами Конгресса США оборонного бюджета страны на 2022 год. Так вот – из него каким-то «волшебным» образом начисто улетучились самые пакостные поправки, которые изо всех сил старались впихнуть туда некоторые особо русофобствующие «законодатели». Главное — не будет никаких санкций по «Северному потоку 2», по суверенному долгу нашей страны. Выбросили из проекта бюджета и санкции «против окружения Путина», в списке на которые уже были три с половиной десятка россиян.
Еще один весьма позитивный момент. Выступая в тот же день перед журналистами американского телеканала CNN председатель комитета Палаты представителей США по вооруженным силам Адам Смит четко и однозначно заявил: воевать за «нэзалэжную» янки не собираются абсолютно ни при каком раскладе. Еще чего! Дословно это прозвучало как заверения в том, что «посылать на Украину пару тысяч солдат (ох, и сильно б они помогли!) для войны с Россией» Вашингтон никогда и в мыслях не имел. Это «совершенно не его позиция». Более того, мистер Смит уточнил, что даже разговоры о подобной придури (а не то, что попытки воплотить ее в жизнь) уже сами по себе являются ничем иным, как «укреплением опасений Москвы за ее безопасность и подталкиванием ее к соответствующим ответным действиям». Ага… Дошло, значит все-таки. Пусть и с той же скоростью, что анекдот до жирафа, но дошло.
Так, что – празднуем победу, открываем шампанское и запускаем фейерверк? Не стоит, право же. Если кому-то и покажется, что американцы делают шаг нам навстречу, то следует понимать, что за пазухой они при этом держат булыжник, которого хватило бы на постамент для памятника американо-российским отношениям. Надгробного… Не надо обольщаться – «Северный поток-2» оставлен в покое (скорее всего, на какое-то время) исключительно по причине отсутствия у американцев желания ссориться с немцами – а не с нами. Тот же Смит в своем выступлении упомянул о «серьезных экономических санкциях и внушительной поддержке Украины» к которым готов Вашингтон. В Госдепе после переговоров пригрозили «полной изоляцией России от мировой финансовой системы, которая будет иметь негативные последствия не только для бизнеса, но и для населения». В проекте бюджета, между прочим, на «инициативу военного сдерживания России» выделено 4 миллиарда долларов – это при том, что в Белом доме просили 3 с половиной. А непосредственно «нэзалэжной» для «противостояния российской агрессии» предлагается выделить 300 миллионов долларов. Вашингтон, как обычно, рвется сражаться с Москвой до последнего украинца.
Судя по всему, никакого мира не получилось. Даже худого. Недаром же Кремль по поводу прошедшей беседы долго отмалчивался. В официальном заявлении Белого дома говорится, что «Джо Байден призвал своего коллегу к деэскалации и возвращении к дипломатическим методам». В Российском официальном сообщении сказано, что команды обоих президентов будут «проводить предметные консультации по чувствительным вопросам». Звучит прекрасно, вот только есть подозрение, что вести дипломатические переговоры с Соединенными Штатами можно будет только тогда, когда из некоторых голов там будут начисто выбиты дурь и самоуверенность. Иначе – никак.