Когда-нибудь Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина покинут занимаемые должности. Тогда об их работе напишут учебники. О том, как эффективно высушивать экономику и тормозить развитие.
Однажды автора этих строк спросили: кто, на Ваш взгляд, чьи действия более вредны для российской экономики: Силуанова или Набиуллиной? Здесь ответ однозначный. Конечно, Набиуллиной, поскольку Центробанк — более важный и значимый орган управления экономикой.
Именно Набиуллина не дает экономике денег. Денежная масса у нас составляет всего лишь 48-49% к ВВП. Силуанов высушивает уже остатки. Тем не менее, даже при либеральной политике Центробанка, Министерство финансов имеет полномочия для обеспечения более высоких темпов экономического роста и, как следствие, роста благосостояния граждан
Однако Минфин у нас, как и ЦБ, «борется» с инфляцией. Результат этой «борьбы» — хроническая нехватка инвестиций
Одним из главных источников инвестиций для реального сектора экономики является Фонд национального благосостояния.
В декабре в рамках так называемого «бюджетного правила» Министерство финансов с помощью ЦБ изымет из экономики 502 млрд рублей. С 7 декабря по 13 января покупки будут осуществляться темпами в 22,8 млрд рублей ежедневно.
В ноябре из экономики было изъято 518 млрд рублей. Таким образом всего лишь за два месяца «пылесос» Силуанова высосал из экономики 1 трлн 20 млрд рублей.
Мы критиковали Министерство финансов за то, что по итогам прошлого года оно не смогло растратить триллион. Но в данной ситуации о триллионе идет речь всего лишь за два месяца.
Теперь обратимся к годовой цифре. По итогам 2021 года объем скупки валюты в рамках бюджетного правила составит 3 трлн 107 млрд рублей. И то подобная ситуация получилась исключительно за счет относительно низких цен на нефть в начале этого года, когда валюты скупалось на 100-200 млрд рублей. Сейчас же дошло до полутриллиона.
3 трлн 107 млрд — цифра гигантская. Она равняется примерно 2,5% к ВВП.
Однако давайте искать позитив и в этой ситуации. Такими темпами планки в 10% от ВВП Фонд национального благосостояния достигнет очень быстро. В реальном выражении это произойдет где-то в середине 2023 года.
Другое дело, что Минфин переведет нефтегазовые сверхдоходы в ФНБ в 2024 году, то есть, формально Фонд достигнет планки ликвидной части чуть позднее. Однако когда станет понятно, что это произошло, вновь возобновится дискуссия о формировании списка инвестиционных проектов.
Давайте посмотрим цифры. В настоящий момент ликвидная часть ФНБ равна 8,102 трлн рублей (по состоянию на 1 ноября). Это ровно 7% к ВВП.
Согласно проекту бюджета ВВП в 2023 году составит 141,8 трлн рублей, в 2024 году — 151,5 трлн. Если взять 10% от этих цифр, то получим 14,1 и 15,1 трлн рублей соответственно.
В реальном выражении ликвидная часть ФНБ в настоящий момент равна 11,209 трлн (8,102 + 3,107). Это без учета валютных колебаний. Из этой цифры вычитаем 2,5 трлн рублей (то, что будет инвестировано в экономику). Получается 8,709 трлн.
Для достижения планки в 10% необходимо получить нефтегазовые сверхдоходов в 5,4 трлн к концу 2023 или же 6,4 трлн к концу 2024 года.
5,4 трлн рублей — это ежемесячный приток нефтегазовых сверхдоходов на сумму, равную 300 млрд рублей в течение 18 месяцев. С высокой долей вероятности мы увидим куда большие значение. Но, даже если взять этот показатель, то уже в середине 2023 года планка будет пробита. При благоприятных обстоятельствах подобное может произойти даже в 2022 году.
Поэтому внимательно следим за нефтяной и газовой конъюнктурой. Пока что имеется прогноз, согласно которому цены на энергоносители задержатся на нынешних значениях еще долго.