Неспособность Совета Комиссии по реке Меконг (MRC) принять меры против строящихся на ней плотин подрывает шансы на повышение устойчивости урожаев вдоль реки. Признаки климатического кризиса есть повсюду. В реке Меконг третий год подряд отмечается исторически низкий уровень стока в засушливый период, наряду с увеличением частоты экстремальных паводков. Ее дельта продолжает опускаться и сокращаться, а берега реки размываются, подрывая фундаменты домов, дороги и мосты.
Рыбаки в Тонлесапе в Камбодже в отчаянии, поскольку их уловы сокращаются, в то время как вьетнамские фермеры наблюдают, как соленая вода с каждым годом проникает в глубь суши, отравляя все больше рисовых полей и фруктовых садов. Это реальность, и в последнем отчете Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) говорится, что ситуация будет только ухудшаться.
Ясно, что потребность в эффективных решениях для повышения устойчивости к изменению климата вдоль реки Меконг является насущной. Эти решения должны работать для всех обществ и экономик, которые зависят от реки, чтобы адаптироваться к изменению климата, но особенно для бедных и маргинализированных сообществ, включая женщин-рыбаков Меконга, которые играют важную роль в использовании и управлении водными ресурсами и являются ключевыми участниками местной экономики. Такие решения включают в себя плохо спланированные и несогласованные инфраструктурные проекты, которые негативно сказываются на здоровье реки, дельты и будущем миллионов людей, которые используют ее для питьевой воды, орошения, рыболовства и средств к существованию.
Камбоджа уже продемонстрировала лидерство, взяв на себя обязательство не строить плотины гидроэлектростанций на магистральной части реки на конференции Climate COP26 в прошлом месяце в Глазго. Однако на 28-м заседании Совет Комиссии по реке Меконг на прошлой неделе не предпринял серьезного шага, призвав отложить строительство плотин гидроэлектростанций, несмотря на научные доказательства негативного воздействия на продовольственную безопасность миллионов людей, продуктивность сельскохозяйственных земель, рыболовство, биоразнообразие и устойчивость к климату.
Изменение климата будет определять будущее региона реки Меконг и должно быть неотъемлемой частью всех обсуждений в MRC. Однако, несмотря на огромный глобальный интерес к COP26, мы слышали только робкие упоминания об этом критически важном событии. Вместо этого совет согласился ускорить планы строительства четырех основных плотин, чтобы процесс утверждения был завершен к декабрю 2022 года. Абсурдно, но пока MRC рассматривает ходатайства об утверждении этих крупных плотин, он одновременно проводит совместную программу экологического мониторинга (JEM), которая фокусируется на измерении воздействия спорных плотин гидроэлектростанций Xayaburi и Don Sahong. В первую очередь необходимо завершить JEM, чтобы его результаты могли использоваться в процессе утверждения новых плотин.
Как и весь остальной мир, регион Меконга в первую очередь почувствует воздействие изменения климата через воду, в том числе отсутствие продовольственной безопасности и средств к существованию местного населения. Таким образом, здоровье системы реки Меконг, что является миссией MRC, должно иметь центральное значение для адаптации и устойчивости. Проблемы Меконга действительно сложны, и для их решения потребуются предметные обсуждения и совместное управление с использованием знаний и опыта различных заинтересованных сторон, включая организации гражданского общества. На этой неделе они были приглашены на консультацию по проекту гидроэнергетики Санакхам на Меконге — знаковый жест, поскольку решение о продвижении проекта уже принято.
Это еще один пример слона — или, скорее, гигантского сома Меконга — в MRC. Обсуждение всегда было сосредоточено на том, как и когда строить плотины магистральных гидроэлектростанций — никогда, если они не являются частью наилучшего общего энергобаланса и плана развития как для людей, так и для природы. Мы знаем, что воздействие существующих плотин ясно доказано научными данными. Будущее воздействие запланированных плотин очевидно. Неспособность MRC действовать еще больше подорвет шансы на повышение устойчивости вдоль реки. Это оставит общества и экономики неспособными адаптироваться к наводнениям, засухе и повышению уровня моря, которые изменение климата обрушит на регион.
Не было также упоминания о сентябрьском Всемирном продовольственном саммите, на котором признавалась важность пресноводных ресурсов для производства продуктов питания и пресноводном рыболовстве для получения белка, ни о Всемирном конгрессе МСОП (Международный союз охраны природы), который пришел к выводу, что сохранение биоразнообразия и инвестирование в природу имеют решающее значение для преодоления климатического кризиса.
Казалось, что совет собрался в вакууме — неспособный или не желающий основывать свои обсуждения на последних фактах из Меконга или глобальном мышлении о возобновляемых источниках энергии, экологически чистых продовольственных системах и устойчивом развитии. Ле Конг Тхань, заместитель министра природных ресурсов и окружающей среды Вьетнама, который является заместителем председателя Вьетнамского национального комитета по реке Меконг, действительно сосредоточил внимание на необходимости уменьшения воздействия на экосистемы и разработки механизмов финансирования этого. В частности, он обратил внимание на эрозию дельты, которая в значительной степени связана с резким сокращением наносов, стекающих по Меконгу из-за плотин гидроэлектростанций и неустойчивой добычи песка. Однако ни одна другая страна не подняла этот вопрос, и решения предложено не было.
MRC обязан давать советы, которые учитывают то, что лучше всего для реки, и людей, которые на нее полагаются, на основе убедительных научных данных, собранных им за последние 20 лет. К сожалению, он не выполнил свои обязательства во время встречи на прошлой неделе, что может стать причиной проклятия Меконга и всех, кто от него зависит.
LAN MERCADO