Даже при новой власти России суждено в течение длительного времени оставаться преимущественно сырьевой страной, экспортирующей ресурсы. Положение дел с этим будет меняться медленно. В сущности, преимущественно в сырьевом характере страны нет ничего страшного. Подобные страны, как показывает опыт Норвегии, Австралии и, отчасти, нефтяных княжеств Ближнего и Среднего Востока, способны успешно развиваться и диверсифицировать экономику.
Главной проблемой для сырьевых государств оказывается эффективное использование доходов от эксплуатации ресурсной базы. По экспертным оценкам, в России за тридцать лет было расхищено и вывезено за границу от одного до двух триллионов долларов США сырьевых доходов. (Проблеме возвращения похищенных средств я планирую посвятить отдельную заметку.) Этих денег было более чем достаточно для технологического перевооружения и модернизации социальной инфраструктуры. Но ничего подобного путинская власть не сделала и не планировала сделать.
Чтобы принципиально изменить положение вещей, надо решить три взаимосвязанные задачи.
- Во-первых, изменить саму идеологию экспорта сырья. Экспортные доходы должны рассматриваться как общественное достояние, а не как приз группы пиратов, захвативших государственный корабль – именно так дело обстоит в Российской Федерации в настоящее время.
- Во-вторых, решительно изменить менеджмент госкорпораций и государственный надзор над ними. Слова «жулики» и «воры» в отношении нынешних топ-менеджеров нисколько не оскорбление, а скромное описание их профиля и деятельности.
- В-третьих, надлежит отказаться от грандиозных и престижных проектов, в первую очередь в сфере доставки энергоносителей, ибо они не преследуют никаких иных целей, кроме заведомо коррупционных и удовлетворения аппетитов ближайшего окружения Путина.
В итоге мы получим значительное, колоссальное приращение доходов, которые направим, в первую очередь, на модернизацию социальной сферы и наращивание антропологического капитала.
Исходя из принципиальной важности сырьевых доходов для решения этих проблем, я не поддерживаю идею раздробления госкорпораций. Какие-то их доли могут продаваться, но сами они должны оставаться в государственной собственности и, одновременно, находиться под общественным контролем. За счет доходов госкорпораций предстоит сформировать и поддерживать новую социальную инфраструктуру.
Вместе с тем, это не означает консервацию системы путинского олигархического госкапитализма. Во-первых, он сохранится в ограниченных секторах. Во-вторых, изменится идеология и организация самой системы госкапитализма. Она должна служить общественным, а не узко групповым целям.
Автор — политолог, доктор исторический наук Валерий Соловей; из цикла «Что и как менять в России»