На фоне энергокризиса, вызванного нелегальной добычей майнинга, руководство Казахстана задумалось об альтернативных способах выработки электроэнергии. Президент Токаев заявил, что ядерная энергетика является последним шансом страны на преодоление растущего с каждым годом потребления электричества. Спойлер: во всем виноваты китайцы.
Только с начала этого года энергопотребление в Казахстане выросло почти на 10%, а ведь скоро зима и рост ещё впереди. В предыдущие годы процент роста потребления колебался в среднем ежегодно на 2 %. Но все изменилось с запретом майнинга в Китае. Не желающие терять прибыльный бизнес китайцы принялись строить свои фермы в солнечном Казахстане. Сами посмотрите. Если в 2019 году на Казахстан приходилось 1,4 % намайненных криптовалют, то к осени 2021-го этот показатель составил уже 18%. Это превратило страну во второго крупнейшего майнера в мире.
Но, видимо, никто не просчитал негативные последствия от работы китайских криптовалютчиков. Уже осенью в стране произошли две крупнейшие аварии, оставив часть Казахстана на несколько суток без света. Президенту доложили, что энергосистема изношена и нужно что-то делать. Пока решили ударными темпами закупать электроэнергию в России, дабы как-то со скрипом зиму пережить. Но это временное решение на краткосрочную перспективу.
Эта критическая ситуация и подтолкнула казахских чиновников к мысли о возвращении планов по строительству АЭС. Ведь ещё до вступления на свой пост Токаев обсуждал с Путиным планы по строительству атомной электростанции. Российская сторона обещала помочь казахам специалистами и поделиться своими технологиями. Но идею решили отложить из-за протестов среди населения и экологов. Почти все в Казахстане помнят испытания на Семипалатинском полигоне, которые загрязнили восточную часть страны. Однако сейчас ситуация уже критическая.
По прогнозам экспертов, с такими темпами добычи криптовалют энергодефицит в Казахстане будет расти в среднем по 10% в год. Соответственно, если в скором времени ничего не предпринять, то страна может откатиться в Средневековье, оставшись без света. И никакая российская электроэнергия не поможет, особенно, если линии перетока придут в негодность.
Как недавно сказал президент Токаев, «роль лидера в том и состоит, чтобы принимать негативные решения». Дело идёт к тому, что этим решением будет начало проекта по строительству АЭС. Даже, несмотря на протестные настроения среди населения. Другого выхода уже нет. Чиновники Нур-Султана сами загнали себя в эту яму, разрешив китайским майнерам работать в своей стране.