Правительство прорабатывает вопрос отказа от строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. В Белом доме продолжают происходить странные вещи.
На фоне колоссального притока нефтегазовых доходов, которые могут быть направлены на ускоренное развитие несырьевых отраслей экономики, обсуждаются варианты отказа пусть дорогостоящих, но крайне полезных для страны проектов.
К началу 20-х годов в России не построена ни одна высокоскоростная магистраль. В это же время и в Европе, и в Китае идёт ускоренное развитие высокоскоростного движения. Кто-то может заявить, что в России по сравнению с иными государствами слишком низкая плотность населения. Это, действительно, так.
Но никто не говорит о том, что необходимо тянуть магистраль из Москвы во Владивосток. Три направления, на которых ВСМ является актуальной, очевидны. Это маршруты на Санкт-Петербург, Казань и Сочи.
В 2018-19 гг. тогдашний первый вице-премьер Антон Силуанов заблокировал строительство ВСМ Москва — Казань. Якобы это было слишком дорогое предприятие, которое дублировало функционал трассы М12. Хотя маршрут был полностью проработан и, если бы строить начали тогда, то к 2022-2023 году мы бы уже имели действующую магистраль.
ВСМ — не только быстрое перемещение граждан между городами, но и развитие смежных отраслей. Это высокие технологии в машиностроении, рост деловой активности и т.д. Для ВСМ Москва — Санкт-Петербург это решение проблемы перегруженности к портам Балтийского бассейна.
Как развивались ВСМ в Китае:
Сейчас грузовые поезда ездят по тем же железнодорожным путям, что и Сапсаны. Разумеется, приоритет отдается Сапсанам. В связи с этим увеличивается срок доставки грузов до портов Северо-западного бассейна и дорожает логистика. И это один из главных плюсов проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург.
Строительство магистрали оценивается в 1,4-1,7 трлн рублей. Учитывая недавнее подорожание стройматериалов все же следует ориентироваться на последнюю цифру.
Однако РЖД предложили вместо ВСМ построить выделенный грузовой ход до Санкт-Петербурга. Согласно Комплексному плану модернизации инфраструктуры (КПМИ) к 2025 году провозная способность в этом направлении должна вырасти до 170 млн тонн и, при определенных условиях, до 220 млн тонн к 2030 году. Разумеется, строить грузовой ход гораздо дешевле, чем ВСМ. В несколько раз.
РЖД понять можно. Перед госмонополией стоят количественные показатели, которые она обязана выполнить. Вместе с этим денег на инвестпрограмму у РЖД нет. Уже сейчас, без всякой ВСМ, она сталкивается с огромными дисбалансами.
Поддержки от Министерства финансов нет никакой. Ведомство Силуанова блокирует широкое финансирование транспортной инфраструктуры, затягивая обсуждение каждого из них на месяцы, если не на годы.
27 октября первый вице-премьер Андрей Белоусов провел совещание по инвестпрограмме и финплану РЖД. Рассматривался, в том числе, вопрос строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Белоусов поручил проработать проект Хуснуллину, Левитину и Минфину. Результат, к сожалению, предугадать легко.
История с ВСМ Москва — Санкт-Петербург может стать маркером для первого вице-премьера Андрея Белоусова. Если он не сможет пробить Минфин по вопросу финансирования проекта, можно считать, что Силуанов вновь вернул утраченные в 2020 году позиции.
Ведь именно колоссальная нехватка ресурсов реальному сектору экономики приводит к тому, что правительство не может в кратчайшие сроки реализовать ни один масштабный проект развития страны. В лучшем случае решение принимается годами.