Когда мировые лидеры объявили о своих климатических обязательствах на COP26, в рамках дополнительных сделок в Глазго порт Антверпен подписал меморандум о взаимопонимании с Чили, а Германия начала наступление на очарование с Объединенными Арабскими Эмиратами, которые стремятся к 25% доли мирового рынка водорода к 2030 году. .
Считается, что водород имеет решающее значение для декарбонизации тяжелой промышленности, такой как производство стали, и играет ключевую роль в усилиях Европы по достижению климатической нейтральности к 2050 году.
Антверпен хочет стать одним из основных портов для международной торговли водородом, надеясь подпитывать как собственную промышленность Бельгии, так и внутренние районы Европы.
«Предстоящее слияние портов Антверпен и Зебрюгге даст новому порту лидирующую позицию в качестве узла импорта зеленых молекул водорода», — сказал Жак Вандермейрен, генеральный директор порта Антверпен, в видеоролике, показанном на мероприятии порта, организованном в COP26 в четверг (4 октября).
Обладая значительным потенциалом солнечной энергии и прибрежной энергии ветра, Чили входит в число стран, которые, как ожидается, будут экспортировать большие объемы возобновляемого водорода.
«Зеленый водород — лучший способ собрать эти ресурсы и поделиться ими с миром», — пояснил Хуан Карлос Жобет, министр энергетики Чили, выступавший на мероприятии.
Тем не менее, остается много проблем: менее 30% электроэнергии, производимой в Чили, является возобновляемой, согласно последнему ежемесячному отчету чилийской энергетической комиссии CNE, согласно которому доля возобновляемых источников в производстве составляет 25,7%.
Джобет пояснил, что для того, чтобы сделать возможной международную торговлю водородом, «необходимы инфраструктура, порты и логистика». Соглашение между Чили и Антверпеном было первым шагом, «чтобы установить правильную политику, построить сеть соглашений о сотрудничестве и позволить частному сектору работать», — добавил он.
Бельгийский порт планирует массовый импорт зеленого водорода
Порт Антверпена вступил в партнерские отношения с энергетической компанией Engie и пятью другими организациями в консорциуме, целью которого является создание полной цепочки создания стоимости импорта возобновляемого водорода в Бельгии к концу десятилетия.
Пока неясно, можно ли доставлять водород с одного континента на другой, сохраняя при этом конкурентоспособность по стоимости.
Водород «сложнее хранить и транспортировать, чем СПГ», и «большинство стран могут производить достаточно дешевого водорода на месте», — объясняет Гневомир Флис , эксперт по водороду из аналитического центра Agora Energiewende.
ОАЭ-германские планы
Тем не менее, нет недостатка в интересе к торговле водородом. Также в четверг Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) представили свою «Дорожную карту водородного лидерства», которая нацелена на долю 25% мирового рынка водорода к 2030 году.
ОАЭ «уделяют особое внимание Японии, Южной Корее и Индии», — пояснил Наваль Аль-Хосани, постоянный представитель ОАЭ в Международном агентстве по возобновляемым источникам энергии (IRENA), который выступал в павильоне Германии на COP26 4 ноября.
Но ни одна другая страна не сделала больше предложений Эмиратам, чем Германия.
В прошлом году компания Siemens построила в Дубае первую солнечную водородную установку на Ближнем Востоке . Emirati-германское совместное исследование по вопросу о роли водорода в энергетическом переходе позже было опубликовано в январе и совместная рабочая группа для дальнейшего сотрудничества зеленого водорода между двумя странами была объявлена 4 ноября.
«ОАЭ обладают большим потенциалом для возобновляемых источников энергии и поэтому являются очень хорошим партнером для сотрудничества в области водородных и водородных технологий», — пояснил Андреас Файхт, государственный секретарь министерства экономики и энергетики Германии, выступивший на церемонии подписания.
Для энергоемкой Германии развитие международной водородной экономики — это не просто вопрос обеспечения доступа к углеродно-нейтральным энергоносителям и сырью, это также возможность стать ключевым игроком в формирующейся глобальной цепочке поставок водорода.
«Немецкие и европейские компании имеют прекрасные возможности для производства ключевых компонентов для цепочек добавленной стоимости водородной экономики», — сказала Вероника Гримм, экономист, член Совета по водороду Германии. Примеры включают «автомобили, транспортные решения, электролизеры и топливные элементы», — сказала она EURACTIV.
Сделка между Австралией и Германией укрепила надежды на торговлю водородом
Двустороннее соглашение, направленное на увеличение немецкого импорта водорода, производимого на солнечных электростанциях в Австралии, может стать важной вехой в усилиях по созданию глобального рынка водорода.
У Германии большие амбиции, когда речь идет о торговле водородом. В мае этого года он запустил амбициозную инициативу H2Global , получив финансирование в размере 900 миллионов евро.
«Наша цель — способствовать быстрому наращиванию рынка экологически чистого водорода и продуктов его переработки», — отметил Петер Альтмайер, министр экономики и энергетики Германии.
Инициатива H2Global направлена на обеспечение долгосрочной стабильности цен на зарождающемся рынке водорода. Благодаря так называемому контракту на разницу покупатели получают гарантию недорогих поставок водорода, даже если производственные затраты могут оставаться высокими.
При использовании аукционной системы «самый дешевый и экономичный поставщик получит забастовку и получит гарантированные 10-летние закупки» через посредника под названием HINT.CO, — пояснил Маркус Эксенбергер, директор H2Global.
«Водородная посредническая сетевая компания» (HINT.CO), основанная 5 ноября в Лейпциге, Саксония, является инструментом H2Global для сокращения ценового разрыва путем сопоставления самых дешевых производителей водорода с наиболее высокооплачиваемыми покупателями.
«В лучшем случае, через 10 лет разрыва в цене больше не будет, и у HINT.CO не будет причин для продолжения существования», — сказал Эксенбергер.