Материал рубрики «Мнение профессионалов»
В ноябре, по оценке, продолжится замедление темпов роста выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности. Это является следствием действия, как сезонных факторов, так и особенностями проводимой на данном этапе экономической политики.
В середине текущего квартала негатива добавили вынужденные ограничения хозяйственной активности в отдельных секторах экономики в результате резкого ухудшения эпидемиологической ситуации. Стало очевидным, что звучавшие ранее призывы ЦБ и Минфина свернуть антикризисные программы были не только не обоснованы и преждевременны, но и, в случае их реализации, могли привести к тяжелым последствиям для населения и экономики.
Однако определенные действия в этом направлении все же осуществляются. Наряду с последовательным ужесточением денежно-кредитной политики Минфином сохраняется курс на преимущественное накопление и экономию существенно возросших в текущем году доходов бюджета взамен наращивания вложений, необходимых для ускорения процесса восстановления экономики.
За восемь месяцев текущего года достигнут профицит федерального бюджета, что явилось следствием роста доходов бюджета на 34,3% при увеличении расходов лишь на 10,3%. Доходы федерального бюджета составили 83,7% от прогнозируемого на 2021 г. общего их объема, тогда как расходы — только 62,4%, а расходы на национальную экономику — 58,2%.
И это в условиях, когда в текущем году значительный вклад в восстановление экономики структуре внесла внешнеэкономическая сфера. Положительное сальдо торгового баланса за август более чем в 5 раз превысило его объем, достигнутый в том же периоде прошлого года. В консолидированном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов доля доходов от внешнеэкономической деятельности в январе-августе текущего года достигла 6,2% против 4,8% в сопоставимом периоде прошлого года.
Под влиянием замедления экономической активности и ужесточения денежно-кредитной политики достаточно сложная ситуация складывается в банковской сфере. По итогам 9 месяцев года в условиях получения прибыли результатом движения денежных потоков оказался дефицит денежных средств, необходимых для финансирования деятельности кредитных организаций. Банки разместили средства на счетах в центральном банке в результате различных операций и приобрели долговые обязательства Банка России в объеме значительно большем, чем величина кредитов и других средств, получаемых от Банка России.
Фактически произошел вывод средств из оборота банков. Объем этого изъятия в текущем году возрастал с февраля на фоне увеличения ключевой ставки. В сентябре, в частности, практически весь чистый приток средств от операций с клиентами был выведен центральным банком. В результате сокращаются ресурсные возможности банков.
В результате таких действий темпы роста вложений банков в ценные бумаги опережают рост кредитов. Тем самым замедляется образование денег в экономике, что находит отражение в сохраняющейся тенденции снижения темпов роста денежной массы.
Нехватку финансовых средств, требуемых для обеспечения хозяйственной деятельности, производители продолжают компенсировать увеличением цен на выпускаемые товары и оказываемые услуги. В ноябре, по оценке, сохранится, хотя и с некоторым замедлением, рост цен производителей промышленной продукции, а также цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию.
В сложившихся условиях темпы роста производства продукции во многих отраслях и по многим видам деятельности в нефинансовом секторе экономики продолжают замедляться. По базовым видам экономической деятельности в целом темпы роста могут в ноябре снизиться до уровня конца 2019 года. Замедление динамики происходит в обоих наиболее значимых видах промышленного производства – добывающей и обрабатывающей промышленности. Однако снижение темпов в добывающей промышленности заметно меньше.
В строительстве темпы работ сократились до минимума. Сложная ситуация складывается в сельском хозяйстве. Замедление темпов роста в течение года сменилось с августа сокращением производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. Несмотря на оптимистичные заявления Минсельхоза, спад производства, по оценке, продолжится и в ноябре.
В оптовой торговле, несмотря на активизацию внешнеторгового оборота и некоторое повышение ее темпов роста в августе, прослеживается тенденция замедления роста, которая, по оценке, будет наблюдаться и в ноябре. Грузооборот транспорта в условиях общего замедления хозяйственной деятельности пока сохраняет рост. Замедление темпов проявляется в меньшей мере, благодаря внешнеэкономической активности.
Наиболее сложная ситуация сохраняется в секторе домашних хозяйств. Несмотря на все тщетные усилия ЦБ, ускоряется рост потребительских цен. В октябре по сравнению с предыдущим месяцем темпы роста цен достигли рекордного уровня, который до этого наблюдался в январе 2016 и 2019 годов. Со второй половины года сокращаются темпы роста реальной среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций, которые к концу года достигнут значительно более низкого уровня по сравнению с концом 2019 года. Сокращение реального размера назначенных пенсий, несмотря на непрекращающееся обсуждение данного вопроса, за последние три года приобрело стабильный характер. В начале текущего квартала в целом по стране, а также в 5 из 8 федеральных округах и в 46% от общего числа регионов выросла задолженность по заработной плате.
В этих условиях достаточно парадоксально прозвучали оценки причин инфляции, озвученные одним из зампредов ЦБ на совместном заседании комитетов Госдумы. В очередной раз население названо первопричиной инфляции. Ранее это были невыезды за границу, затем увеличение инфляционных ожиданий населения стимулировали не только рост цен, но, как оказывается, и увеличение зарплат. И вот теперь финал апофеоз. «Возвращение инфляционных ожиданий к максимальным уровням конца 2016 года свидетельствует о пошатнувшемся кредите доверия к проводимой Банком России политике» — сообщил данный чиновник. При этом вынужденно прозвучала неприятная для ЦБ правда: «ряд крупнейших центральных банков сейчас пользуются этим кредитом доверия, меньше реагируя ставками на ускорение инфляции». Например, центральный банк США (ФРС), несмотря на рост инфляции, сохранил в ноябре базовую процентную ставку на уровне 0-0,25% годовых. Иные приоритеты.
Встает закономерный вопрос – а что вы ожидали? Тем более что была приведена и «обнадеживающая» оценка перспективы: «инфляционные ожидания будут «заякорены», когда в течение многих лет ЦБ будет доказывать обществу, что он стоит на страже ценовой стабильности». Во всем этом наборе наукообразных слов непонятно только одно. Каким образом продолжающееся ужесточение денежно кредитной политики, сокращение массы денег в экономике и процентная политика банков будут способствовать восстановлению кредита доверия населения и бизнеса к ЦБ.
В целом в сложившейся к середине текущего квартала ситуации достаточно сложно оценить, в какой мере будут реально достигнуты цели третьего этапа общенационального плана восстановления экономики, предусматривавшие выход на устойчивые темпы экономического роста. Тем более что на официальном уровне сейчас мало кто вспоминает об этом плане.
Подробные результаты анализа в табличной, графической и текстовой формах доступны заинтересованным пользователям по ссылке