Будущий канцлер Олаф Шольц вместе с немецким бизнесом закладывает почву для изменения курса: газ должен стать долгосрочным партнером возобновляемой энергетики.
В Германии в ближайшие годы развернется широкомасштабное строительство новых газовых электростанций. Именно они будут поддерживать возобновляемую энергетику в условиях закрытия АЭС и отказа от угольной генерации электроэнергии. Таков, судя по всему, стратегический план еще не сформированного следующего правительства ФРГ, и он пользуется очевидной поддержкой немецкого крупного бизнеса.
Такой план, конечно, отвечает долгосрочным коммерческим интересам «Газпрома» и российского поставщика сжиженного природного газа «Новатек», поэтому и интересам России и ее руководства.
Олаф Шольц обещает надежное энергообеспечение Германии
Недвусмысленный сигнал о том, как немецкая электроэнергетика в ближайшие два десятилетия будет добиваться радикального снижения выбросов парниковых газов и будет снабжать электричеством высокоразвитую промышленность Германии, подал вероятный будущий канцлер ФРГ Олаф Шольц (Olaf Scholz).
«Новое правительство в течение первого года примет все законодательные меры для того, чтобы Германия не столкнулась с нехваткой электроэнергии и могла бы производить достаточное количество электричества для промышленности будущего и для будущих рабочих мест», — обещал социал-демократ Шольц в конце октября на съезде профсоюза. IG BCE, объединяющий работников горнодобывающей и химической промышленности, а также энергетики.
Понятно, что в этих энергоемких и энергопроизводственных отраслях работники особенно зависят от политических решений, которые в ближайшие четыре года будет принимать новое правительство в Берлине, и серьезно обеспокоены. Поэтому очень показательно, что выступить со своей по сути первой большой программной речью после победы на выборах в Бундестаг Олаф Шольц решил на мероприятии именно этого профсоюза.
В ходе выступления будущий канцлер не оставил никаких сомнений в том, что магистральным направлением останется многостороннее развитие возобновляемых источников энергии (ВСЭ), которое планируется значительно ускорить. Ничего неожиданного здесь не было – Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) шла на выборы в том числе под лозунгом защиты глобального климата, а сам Шольц как вице канцлер и министр финансов в последнем правительстве Ангелы Меркель (Angela Merkel) голосовал за досрочное достижение Германией уже в 2045 году.
Сенсационное заявление будущего канцлера Германии о роли газа
А вот другое выражение будущего лидера Германии можно считать сенсацией. Необходимо осознать, отметил Олаф Шольц, «что мы еще долго будем пользоваться газом и также строить новые газовые электростанции, потому что они являются предпосылкой для того, чтобы мы вообще смогли преодолеть этот период изменений».
О том, что для подстрахования электроэнергетики на время перехода на ВИЭ из всех ископаемых энергоносителей больше подходит природный газ, поскольку при его сжигании выделяется значительно меньше парникового газа CO2, чем при использовании нефти и тем более угля, говорили давно. Поэтому газовые электростанции называли в Германии переходной технологией или «мостиком» в «зеленое» будущее.
Теперь же Олаф Шольц совсем по-новому расставил акценты. Он видит в таких электростанциях «предпосылку» успешного энергоперехода и настроен использовать газ еще долгое время. Но самое главное: он намерен строить новые тепловые электростанции (ТЭС), работающие на природном газе. Это принципиальное изменение курса: в Берлине уже давно не ставилась такая политическая задача.
Компромисс с немецкими «зелеными»: лучше уж газ, чем уголь и атом
Сопредседатель партии Зеленых Анналена Бербок (Annalena Baerbock), выступавшая на том же съезде IG BCE — решительная противница газопровода «Северный поток-2» — не возражала против новых газовых ТЭС. Не ограничились этим планом и другие лидеры партии, несмотря на давление со стороны части ее сторонников и избирателей. Молодежное экологическое движение Fridays for Future и объединение ученых Scientists for Future требуют прекратить использование природного газа до 2035 года.
Очевидно, что в октябре перед началом официальных переговоров по формированию правящей коалиции социал-демократы, Зеленые и либералы согласовали следующее компромиссное решение в сфере электроэнергетики.
Будущее правительство ФРГ не откажется от отключения всех немецких АЭС до конца 2022 года (такие предложения не раз звучали в Германии в последнее время), поскольку это было бы неприемлемым как для сторонников Зеленых, так и для значительной части избирателей социал-демократов. К тому же, правительство пересмотрит недавно принятый закон о прекращении использования угля до 2038 года для того, чтобы завершить этот процесс «в идеале» 2030-го, как указано в протоколе о намерениях. Зеленые согласились не просто на дольше использование газовых электростанций, но даже на строительство новых, сказав себе: лучше газ, чем уголь и атом.
Немецкий крупный бизнес поддерживает ставку на ВИЭ и газ
Довольно примечательно, что такой вариант поддерживает крупный немецкий бизнес. Об этом свидетельствует также опубликованная в конце октября, но к программной речи Олафа Шольца, концепция выполнения Германией климатических целей 2030 года и достижения углеродной нейтральности к 2045 году. 300-страничное исследование «Климатические пути 2.0. Экономическая программа ради климата и будущего» представил Федеральный союз германской промышленности (BDI).
Над концепцией работало более 150 экспертов BDI, международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) и более 80 немецких компаний и предпринимательских союзов. В ней представлена гигантская программа структурных преобразований и инвестиций, которая потребует до 2030 года дополнительных частных и государственных капиталовложений в размере 860 миллиардов евро во всех областях жизни — примерно 100 миллиардов евро или 2,5 процента ВВП ФРГ ежегодно.
Речь идет о наибольшей трансформации в послевоенной истории Германии, сравнимой по масштабам с «планом Маршалла» в 1948-1951 годах и с экономической поддержкой бывшей ГДР после воссоединения страны в 1990-2003 годах, отмечается в исследовании. В нем также отмечается, что сферы электроэнергетики ожидают глубокие структурные изменения и невиданное по скорости наращивания мощностей.
Германии нужны новые газовые ТЭС суммарной мощностью 43ГВт?
Программа BDI исходит из того, что угольная генерация электроэнергии прекратится в Германии к 2030 году. В то же время из-за форсированной электрификации самых разных сфер, в том числе автотранспорта и отопления жилья, стремительно вырастет спрос на электроэнергию. Чтобы его удовлетворить, предлагается прежде всего удвоить темпы ввода в действие установок по использованию ВИЭ: с нынешних 7 до 14 Гигаватт (ГВт) ежегодно. Цель должна заключаться в том, чтобы к 2030 году довести суммарные мощности фотовольтаики до 140 ГВт, ветровой энергетики на суше до 98 ГВт, ветропарков на море — до 28 ГВт.
Одновременно для стабилизации энергоснабжения предлагается к 2030 г. увеличить мощности газовых электростанций в Германии на 43 ГВт. Для сравнения в исследовании указывается, что в 2019 году все германские газовые ТЭС обладали суммарной мощностью 31 ГВт. Поэтому задача состоит в том, чтобы за оставшиеся девять лет увеличить генерирующие мощности свыше вдвое до 74 ГВт. Правда, государственное Немецкое энергетическое агентство (DENA) считает, что достаточно будет дополнительных 15 ГВт. В любом случае, речь идет о сооружении не нескольких новых ТЭС, а о массовом и повсеместном строительстве газовых электростанций.
Накопители энергии и «зеленый» водород — конкуренты природного газа
Перед экспертами, работавшими над программой BDI, не было задачи ответить на вопрос, откуда взять такое количество газа. Однако следует учитывать три аспекта.
Во-первых, газовые ТЭС рассматриваются как резервные мощности, призванные преимущественно подстраховать возобновляемую энергетику в период пикового спроса или неблагоприятных погодных условий. Поэтому совсем не предполагается, что все они будут работать круглосуточно, ежедневно или ежемесячно.
Во-вторых, программа BDI предполагает ускоренное развитие не только ВИЭ, но и самых разных технологий накопления и хранения производимой ими энергии. Эти накопители по мере их технического совершенствования будут играть все более важную роль при сглаживании пиков спроса.
В-третьих, концепция строительства новых газовых электростанций предполагает, что они обязательно должны быть приспособлены к использованию водорода (H2-ready) и сооружаться только там, где их впоследствии можно будет легко подключить к трубопроводным системам, способным транспортировать водород. Поэтому по мере роста производства «зеленого H2» путем электролиза воды потребность в ископаемом природном газе будет сокращаться.
Представитель немецкого производителя газовых турбин Siemens Energy сообщил изданию Handelsblatt, что перевод новейшего производимого им оборудования с природного газа на водород будет стоить не более 5 процентов суммы, инвестированной в строительство новой ТЭС, но уточнил, что не ожидает крупномасштабного перехода на «зеленый H2 2035 года.
Долгосрочные перспективы для «Газпрома», «Новатека» и «Роснефти»
Таким образом, энергетические планы нового правительства Германии, которое формируется сейчас под руководством Олафа Шольца, могут на длительную перспективу обеспечить российским производителям природного и сжиженного газа «Газпрому», «Новатеку» и, возможно, «Роснефти» стабильно высок. Обязательно растущий спрос на их продукцию на немецком и в целом европейском рынке, ведь примеру ФРГ могут последовать и другие страны.
Но не менее очевидно, что Германия и Евросоюз в условиях запланированного широкомасштабного строительства новых газовых электростанций уделят повышенное внимание дальнейшей диверсификации поставщиков и путей доставки трубопроводного и сжиженного газа в Европу, чтобы не оказаться в чрезмерной зависимости от РФ.