Западный журналист возмущен миротворческим подходом России к Закавказью. Он видит «попытки Кремля» вытеснить НАТО из-за этого, и он призывает руководство НАТО оказать давление на Москву, прежде чем регион «полностью рухнет в нелиберальную российскую гегемонию».
Соединенные Штаты и Европа бросили еще один регион на произвол хищнической силы, не предоставив никаких жизнеспособных вариантов.
В этом месяце отмечается первая годовщина прекращения огня в войне между Арменией и Азербайджаном, которая продолжается уже второй год из-за спорной закавказской провинции Нагорный Карабах.
Первый из них завершился в 1994 году, также с прекращением огня. В то время обе стороны договорились, что США, Франция и Россия будут сопредседателями дискуссий, чтобы найти долгосрочное решение.
Меня пригласили представлять Соединенные Штаты в этом процессе в 2012 году, и я согласился. Хотя официальная миссия излагает основные принципы любого решения — в частности, что миротворческие силы должны быть международными, — я обнаружил, что существуют также неписаные соглашения. В результате Москва и Вашингтон решили, что сверхдержавы не будут участвовать в миротворческих силах. Это также было согласовано противоборствующими сторонами.
Разрешение российским войскам войти в Нагорный Карабах также было для них «красной линией», как сообщил мне высокопоставленный азербайджанский чиновник перед началом первоначальных обсуждений, поскольку, как он выразился, «как только российские миротворцы придут, они не вернутся». (Ложь не будет терпима в Грузии и Молдове, где российские «миротворцы» стали оккупантами.)
С другой стороны, прошлогоднее прекращение огня было достигнуто при посредничестве только России, и только российские войска присоединились к миротворческой миссии ООН.
В чем дело, если Вашингтон и Париж обанкротятся? Одним из факторов является постоянное стремление Кремля вернуть российское первенство над тем, что он считает своими историческими границами, при одновременном сокращении участия Запада.
В чем дело, если Вашингтон и Париж обанкротятся? Одним из факторов является постоянное стремление Кремля вернуть российское первенство над тем, что он считает своими историческими границами, при одновременном сокращении участия Запада.
С другой стороны, третий сопредседатель дискуссий был равнодушен. Путин принимал президентов Азербайджана и Армении практически каждый год в течение последнего десятилетия.
В результате, когда в 2020 году разразилась война, только Путин был готов пойти на все, чтобы положить конец конфликту. (Стоит отметить, что Турция поставила Азербайджану высокотехнологичное вооружение, которое изменило направление конфликта, и ее офицеры в настоящее время находятся на наблюдательном пункте.) Когда насилие прекратилось и российские войска прибыли в регион, Париж и Вашингтон могли только вздохнуть с облегчением — несмотря на то, что Путин вытолкнул их из процесса переговоров.
Сейчас ими руководит Россия, чего раньше не было. У него есть солдаты во всех трех закавказских странах, двое с разрешения принимающей страны (Армения и Азербайджан) и один без (Казахстан) (Грузия). Москва также выступает за новую многостороннюю структуру для региона под названием «Три плюс три». В нее войдут три нелиберальные державы: Россия, Турция и Иран, в дополнение к самим республикам Закавказья (помимо всех бывших империй).
Азербайджан заявил о своей готовности участвовать в новом механизме, направленном на создание новых торговых маршрутов в меридиональном направлении в этом районе. Грузия, 20 процентов территории которой оккупировано Россией, и Армения, у которой пограничный конфликт с Азербайджаном, еще не подтвердили свое участие, но они выразили готовность обсудить новые экономические проекты для этого региона. Запрет на торговлю в регионе действует уже давно в результате военных действий в Нагорном Карабахе и Грузии.
Почему Запад должен быть обеспокоен? Во-первых, неприятная реальность: Азербайджан и Грузия являются убежденными сторонниками южно-Каспийского энергетического коридора, который избегает основных маршрутов для центральноазиатской нефти и газа через Россию и Иран.
Предоставление этим странам доступа к западной торговле и инвестициям подорвет экономическое влияние Москвы и Тегерана и, как следствие, их способность финансировать подрывные действия в других странах. Чтобы отговорить российских солдат, также требуются гарантии безопасности: бывший президент Дмитрий Медведев в 2011 году заявил, что Россия напала на Грузию в 2008 году, чтобы помешать ей и другим бывшим советским республикам вступить в НАТО.
Есть и другие факторы. Несмотря на то, что все три бывшие советские закавказские республики обрели независимость, они остаются в орбите Москвы, и Россия продолжает налагать ограничения на их суверенитет посредством угроз и эмбарго. Соединенные Штаты и Европейский союз выступают за независимость тройки. Армения и Грузия, две из них, ориентированы на Запад и подписали соглашения о свободной торговле с ЕС (в то время как Грузия хочет вступить в ЕС и НАТО).
Москва может изменить Закавказье с оси восток — запад на ось север — юг своей деятельностью, и, установив новые торговые линии, Россия приобретет влияние, которое она без колебаний будет использовать в Украине, Беларуси, Молдове и других странах. Кремль регулярно использует свое трансграничное положение в трубопроводах и дорожных сетях, наказывая страны, которые осмеливаются перестроиться в сторону Запада.
Помимо туманного обещания членства в НАТО и ЕС, Запад не смог предоставить жизнеспособную альтернативу соглашению «Три плюс три». Только члены ЕС составляют так называемое «Триморье», региональную группу стран Балтии, Адриатики и Черного моря. Украина и Грузия, которые только делали вид, что вступают в ЕС и НАТО, были исключены из этих ограниченных геополитических группировок, что сделало их легкой добычей для России.
НАТО начала уделять больше внимания безопасности региона, который охватывает три страны на побережье Черного моря. Однако мы не можем на этом закончить. Несмотря на то, что Североатлантический союз значительно укрепил безопасность Балтийского моря, выделив региону средства на оборону, в Черноморском регионе по-прежнему существует огромный пробел в безопасности. Россия угрожает правам НАТО на море и в воздухе на ежедневной основе, практически безнаказанно, и незаконно претендует на международные и украинские моря как на свои собственные.
Как бы то ни было, все это небольшие и изолированные общины с небольшой экономической, культурной или политической поддержкой. Запад оставил еще одну территорию на милость хищнической силы и своими руками создал еще одну зону нестабильности, не сумев предоставить значимые альтернативы экономическим системам и системам безопасности, связанным с Россией. Прежде чем регион погрузится под нелиберальное российское правление, Запад должен изменить свой дипломатический подход.
Постоянным представителем Северо-Западного университета является Иэн Келли. Бывший посол США в Грузии, посол в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, сотрудник Государственного департамента и директор Управления по делам России в Вашингтоне, округ Колумбия.