Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»
Чешско-российские отношения стали жертвой американской дипломатии, заинтересованной во враждебных отношениях между Москвой и Прагой. К власти в стране рвутся неолибералы, опекаемые Соединёнными Штатами. Они хотят отстранить от власти президента Милоша Земана под предлогом тревожного состояния его здоровья и оттеснить на обочину политической жизни его идеологических соратников, в т.ч. главу президентской администрации Вратислава Мынара (Vratislav Mynáŕ). Попыткой конституционного переворота назвало происходящее в стране чешское издание Haló noviny.
При этом Вашингтон зачищает чешскую политическую сцену как от левых сил, так и от умеренных либералов. Последние не годятся на роль агрессивных русофобов из-за своей сдержанности, обусловленной идеологической близостью к классическому либерализму. По результатам парламентских выборов в Чехии 7-8 октября Коммунистическая партия Чехии и Моравии впервые не попала в парламент, набрав всего 3,6% голосов. Чешские коммунисты были единственной фракцией, ставящей под вопрос евроатлантический курс страны, политику ЕС и выступавшей против размещения иностранных, т.е.америанских войск на территории Чехии . Проигрыш коммунистов означает, что теперь в чешском парламенте отсутствует системная оппозиция как таковая. Партия председателя правительства Андрея Бабиша ANO, изначально не разделявшая взглядов неолибералов, в лице самого премьера теперь выказывает готовность к сотрудничеству на случай ухода Земана со своего поста.
Политическое присутствие неолибералов больше не уравновешивается антипропагандой коммунистов, сторонники обострения чешско-российских отношений могут получить практически полную свободу действий, если им удастся отодвинуть от власти Земана, известного своим неприятием брюссельского диктата и прагматичным внешнеполитическим подходом.
О неспособности Земана исполнять президентские функции поспешил заявить глава Сената Милош Выстрчил (Miloš Vystrčil), член Гражданской демократической партии, входящей в коалицию «Вместе» (Spolu). Коалицию считают рукотворной силой вашингтонских умельцев, а Выстрчил давно замечен в попытках переформатировать чешскую политическую сцену под политически «капризы» США.
В своё время Выстрчил даже требовал возбудить уголовное дело против Земана по статье «Государственная измена» из-за желания президента оздоровить отношения с Москвой. В июне 2020 г. Выстрчил заявил с трибуны тайваньского парламента «Я — тайванец», спровоцировав справедливое негодование Пекина. В августе 2021 г. он прибыл в Киев на заседание т.н. Крымской платформы — антироссийского дискуссионного объединения Украины и её соратников. Тогда он призвал Киев спорить с Брюсселем, добиваясь членства в ЕС.
Призыв Выстрчила к Киеву спорить с ЕС — это сигнал Вашингтону от лица чешских неолибералов о том, что они, чешские неолибералы, старательно выполняют отведённую им Вашингтоном функцию, т.е. проталкивают на международной арене повестку дня, выгодную США. Усиленное внимание США к Чехии обусловлено её геополитическим положением при одновременно несколько пассивном поведении в составе антироссийских блоков и объединений. Хотя в последнее время она активизировала функцию антироссийского провокатора. Сама Вышеградская «четвёрка» (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия) появилась тридцать лет назад, её декларативной целью было достижение членства в ЕС, что и произошло в 2004 году. В 2014 г. «вышеградцы» подписали соглашение о создании совместной «боевой единицы» под эгидой ЕС и НАТО. Хотя в 2015 году они отвергли миграционные квоты Брюсселя, отказавшись принимать беженцев из Африки и Ближнего Востока.
С тех пор Вышеградская группа живёт в формате «два плюс два»: Прага и Братислава — еврооптимисты, Будапешт и Варшава — евроскептики. Евроскептицизм Будапешта и Варшавы касался миграционной политики, еврооптимизм Праги и Братиславы в нежелании портить отношения с ЕС. Формула «два плюс два» применима и в том смысле, что Польша и Чехия сегодня являются заводилами-русофобами в группе, а Венгрия и Словакия наоборот. В разряд русофобов Чехия как раз и попала усилиями чешских неолибералов.
«Вышеградцы», по замыслу Вашингтона и Брюсселя, должны быть передовыми бойцами восточной политики коллективного Запада, задача которых — работать над вовлечением в евроинтеграционный проект бывших советских республик (Украины, Белоруссии, Молдавии). При Земане Чехия этим не занималась и Западу у власти в Праге понадобились неолибералы.
Речь может идти о геополитической оси Варшава – Прага. Эта ось — не подкреплённое юридически партнёрство двух стран на антироссийском фронте, а автономное следование в фарватере политики США.
Неолибералы по накалу русофобии превращают Чехию во вторую Польшу для выполнения тех же функций — мешать российско-германскому сотрудничеству и служить разделительным клином между ними. Следует ожидать попыток чешских неолибералов активизировать сотрудничество с Румынией и Болгарией. Этого потребует от них геополитическая логика для укрепления антироссийского «фундамента» в Центрально-Восточной Европе.
Вышеградская группа должна была стать двигателем процесса формирования новой, постсоциалистической центрально-восточноевропейской идентичности. Для этого группа должна быть идеологически монолитна. При Земане Прага вела себя слишком сдержанно, и теперь неолибералы делают всё, чтобы своей активностью заслужить одобрение Вашингтона при одновременной попытке сместить чешского президента.