Людям, рассуждающим о “положительных сигналах” из Турции в отношении Армении, я хотел бы напомнить о сделанном в самый разгар 44-х дневной войны заявлении Реджепа Эрдогана о том, что участием в этой войне Турция стремится завершить начатое в 1915-м младотурками. Подобное мнение выразил тюрколог Акоп Чакрян.
“На мой взгляд, одно лишь это заявление уже ставит под сомнение положительность “положительных сигналов” и Анкары. И я совершенно не думаю, что Эрдоган мог вдруг измениться за прошедший год. Положительная же реакция же на все эти мессиджи из Анкары армянского премьера Пашиняна, думаю, обусловлена стремлением идти навстречу призывам нынешнего ситуативного, но партнера Турции России”, — заметил он.
Согласно тюркологу, текущая риторика Еревана в отношении Анкары обусловлена неоднократно выражаемой Москвой готовностью оказать содействие нормализации армяно-турецких отношений. В этом свете, Чакрян выделил еще один опасный момент во всех этих отношениях – формат регионального сотрудничества 3+3.
“3+3 – Россия, Турция, Иран, Армения, Грузия, Азербайджан означает, что 44-х дневной войной США и Франция как страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ оказались поставлены перед фактом и фактически остались вне рамок участия в урегулировании проблемы Арцаха. Лишь недавно американский президент Байден заявил о возвращении США, в том числе на Южный Кавказ”, — напомнил он.
Последнее, согласно Чакряну, означает возвращение США и Франции в процесс урегулирования конфликта вокруг Арцаха, что и предусмотрено данным им мандатом Совета безопасности ООН. Что, на его взгляд, создает предпосылки для реанимации переговорного процесса по определению окончательного статуса Арцаха.
Саргис Тертерян