Как мы знаем, амбиции Эрдогана простираются от России до Индии и от Иерусалима до Китая. Еще в 1995 году восседая в кресле мэра Стамбула Реджеп Тайип Эрдоган объявил: «Восточный Туркестан – родина тюрок, колыбель тюркской истории, цивилизации и культуры… Мученики Восточного Туркестана – наши мученики». А Восточный Туркестан это одно из исторических названий территории, примерно совпадающей с нынешним Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая.
С тех пор как началось противостояние США и Китая Запад ожесточенно борется за права «угнетаемого» мусульманского населения этого района. В 2019 году тогда еще вице-президент США Майк Пенс пригрозил жесткой реакцией Вашингтона на преследования уйгуров и тибетцев. Эрдоган с удовольствием подключился к этой борьбе. Ведь он давно объявил себя «главным защитником тюркского мира, главным лидером и покровителем уйгуров». В самой Турции проживает около 60 тысяч уйгуров, а в протурецких формированиях воюющих на территории Сирии воюет около 1.5 тысяч уйгур. Таким образом, защищая «несчастных» мусульман Синьцзян-Уйгурского автономного района Эрдоган пытается зачистить сирийских курдов. Как сегодня сообщил представитель Сирийского Курдистана, Турция производит передислокацию войск, пополнение бандформирований и осуществляет переброску тяжелых вооружений. По мнению курдского политика, бывшего официального представителя Курдских сил самообороны Африна Рейзана Хеду: «Основными целями готовящейся новой военной операции турецкой армии станут районы на севере провинции Алеппо и Эль-Хасаке в Сирии».
И вот вчера, заместитель постоянного представителя Китая при ООН Гэн Шуану призвал Анкару соблюдать нормы международного гуманитарного права в Сирии. Он обвинил Турцию в оккупации части территории Сирии и возложил на Турцию ответственность за понижение уровня воды в реке Евфрат, а также сбои в работе водопроводной станции «Алук» на севере арабской республики. По сути, Китай ясно дал понять Турции и западным интересантам, чью сторону он занимает в сирийском вопросе.
Постоянный представитель Турции при Организации Объединённых Наций Феридун Синирлиоглу отреагировал на эти обвинения так: «Нам не нужны лекции от тех, кто сам нарушает международное право прав человека и международное гуманитарное право». «Курдские боевики остаются основным фактором дестабилизации региона. Они и ранее осуществляли нападения, как на Турцию, так и на мирных жителей в самой Сирии».
В общем, никак не ответил. «Сам дурак. Они сами виноваты», — вот и весь сказ.
А между тем миллионное население северо-восточных районов Сирии второй год лишено доступа к питьевой воде, несмотря на сильную жару, которая охватила этот регион арабской республики. Турецкие военные и союзная им, так называемая сирийская вооружённая оппозиция, перекрывают подачу пресной воды жителям провинции Хасаке после блокирования насосной станции «Алук» в районе Рас-аль-Айна. Все это делается с целью «наказать местное население за то, что они живут под властью администрации курдского самоуправления».
А куда же девалась полноводная река Евфрат, которая несла свет и процветание народам Сирии и Ирака? Почему теперь электростанции в этих странах рискуют остановиться, вода цветет и тухнет, а некогда плодородные земли превращаются в растрескавшуюся пустыню? Как сообщила администрация Тишринской ГЭС в Сирии, «всего за один февраль месяц уровень воды в Евфрате снизился на три метра, что уже привело к росту ее загрязненности. Кроме того, во многих районах провинции перестали работать питьевые насосы».
А все потому, что в Турции расцвели сады. Потому что Евфрат берет свое начало в Турции. Потому что Турция осуществляет свой проект Юго-Восточной Анатолии (GAP). И согласно этому проекту Турция возводит на реках Тигр и Евфрат 22 плотины и 19 ГЭС. Она увеличивает площади орошаемых земель на 1,7 миллиона га, развивая девять засушливых юго-восточных турецких провинций. Проект включает в себя возведение объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения и туризма. Именно ради этого проекта Эрдоган наплевал на международные договоренности, по которым турецкая сторона обязана поддерживать поток Евфрата не менее чем в 500 кубометров в секунду, а теперь этот показатель держится на уровне всего 200 кубометров в секунду. Турция безответственно и бесконтрольно распоряжается водными ресурсами. Если сегодня Эрдоган рапортует о готовности энергетической части проекта на 78%, а ирригационной — на 53%, то что будет с Евфратом к 2040 году, когда весь проект Юго-Восточной Анатолии должен будет завершиться? Где эта Грета Тумберг со своими полоумными «зелеными» активистами? Да и вряд ли этот вопрос будет стоять на повестки дня климатического шабаша в Глазго.
А ведь речь идет об угрозе тысячелетиями складывавшимся экосистемам. Турецкая самодеятельность провоцирует стремительное опустынивание и без того засушливого региона. Это приведет к уничтожению сельского хозяйства на обширных территориях Сирии и Ирака. И тогда куда подадутся люди, оставшись без источника пропитания? В Глазго?…