27 октября в Москве состоялся Деловой форум ЕАЭС «Интеграция»: новые возможности для расширения сотрудничества». На одной площадке встретились министры Евразийской экономической комиссии, представители госструктур и предприниматели стран ЕАЭС, а также эксперты. Какие вызовы и возможности для развития интеграции и ведения бизнеса обозначили участники на пленарной сессии, читайте в репортаже «Евразия.Эксперт».
По словам модератора Форума, министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергея Глазьева, с 2020 г. в ЕАЭС был начат новый этап интеграции, поскольку страны приступили к реализации стратегических направлений развития Союза до 2025 г. Он также отметил, что Евразийская комиссия существенно продвинулась в эффективности своего функционала в наднациональном регулировании, но при этом остаются направления работы, которые требуют совершенствования. Кроме того, Основные ориентиры макроэкономической политики ЕАЭС на 2021-2022 гг., утвержденные главами государств ЕАЭС, поставили сложную задачу экономического роста в 5% в год.
В ходе форума обсуждались совместные меры ЕАЭС по преодолению экономических последствий коронакризиса, промышленная кооперация, возможности зон свободной торговли и развитие инфраструктуры. Кроме того, состоялись отраслевые секции по темам: «Цифровая трансформация. Евразийская цифровая платформа», «Бизнес в интересах устойчивого развития: зеленая повестка современности», «Диверсификация оборонно-промышленного комплекса», «Умная» транспортная инфраструктура».
Приоритеты Евразийской экономической комиссии
Пленарную сессию открыло выступление председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича. В частности, он обратил внимание на необходимость масштабных кооперационных проектов, которые, по его мнению, должны играть бо́льшую роль в развитии экономики Союза. «Пока таких проектов крайне мало и это нас очень беспокоит», – заявил Мясникович, посетовав на то, что бизнес «недостаточно активен в этом вопросе». Он также отметил, что в ответ на предложения ЕЭК по стимулированию бизнеса национальные госорганы и регуляторы ссылаются на недостаточную проработанность этого направления в Договоре о ЕАЭС и отсутствие соответствующих механизмов мотивации таких проектов.
Для решения этой проблемы Комиссия проработала новые инструменты мотивации. В частности, предлагается субсидировать процентные ставки Евразийского банка развития и использовать ресурсы Евразийского фонда стабилизации и развития в целях выдачи инвестиционных кредитов и грантов.
Еще одна проблема – ненадлежащий контроль доступа продукции на рынок ЕАЭС. Сегодня оценку соответствия нормам Союза производят аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории, которые включены в единый евразийский реестр. «Эти органы зачастую недобросовестно выполняют свои функции и способствуют проникновению на наш рынок товаров из стран дальнего зарубежья, которые создают серьезную конкуренцию нашим товаропроизводителям», – подчеркнул Мясникович. Эти организации находятся в компетенции национальных органов управления, к которым Комиссия неоднократно обращалась. «К сожалению, улучшения не происходит и мы намерены в ближайшее время принимать серьезные решения вплоть до исключения из реестра ЕАЭС недобросовестных участников этого процесса», – заявил глава ЕЭК.
В целом, по его мнению, Комиссии нужно более серьезно участвовать в регулировании экспортной политики государств Союза, несмотря на то, что по Договору о ЕАЭС эти вопросы находятся в исключительной компетенции государств-членов.
Значительное внимание было уделено теме цифровой интеграции. Так, министр ЕЭК по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям Гегам Варданян сообщил, что сейчас идет работа по созданию единой информационной сети Союза.
По словам министра, цифровая платформа ЕАЭС – это «по сути, ядро, к которому можно будет подключить множество сервисов из разных стран». Эта система обеспечит поддержку разных видов межгосударственного взаимодействия хозяйствующих субъектов, а также откроет доступ к межгосударственным услугам гражданам стран ЕАЭС.
Параллельно с этим в ЕАЭС создается цифровая инфраструктура, которая поможет бизнесу в интеграции, – это такие проекты, как «Работа без границ», «Цифровые транспортные коридоры», «Цифровое техническое регулирование» и другие сервисы.
В свою очередь, министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Максат Мамытканов добавил, что в сфере «цифры» идет работа по переводу таможенного администрирования в электронный формат. По результатам этой работы страны ЕАЭС получат «развитие интеллектуальных пунктов пропуска, внедрение прогнозной аналитики, дальнейшее развитие системы управления рисками на основе анализа больших данных, а также унификацию этих систем государств Союза».
Также на пленарной сессии были подняты вопросы единообразия требований к продукции. По словам министра ЕЭК по техническому регулированию Виктора Назаренко, для выхода на внешние рынки промышленность Союза должна обеспечить соответствующий уровень качества, единый для всех стран объединения. Для этого государствам ЕАЭС необходимо принять концепцию Евразийской системы обеспечения качества продукции, которая предусмотрена Стратегией-2025. При этом министр отметил и достижения, согласно которым по скорости реализации и области распространения проект единой системы техрегулирования в ЕАЭС не имеет аналогов в мире: за 10 лет принято 50 технических регламентов, которые охватывают 85% обращаемой продукции.
Бизнес-процессы в ЕАЭС
Говоря об интеграционных проектах, представители бизнес-сообщества напомнили, что примеры успешной кооперации в ЕАЭС есть. Так, генеральный директор АО «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром напомнил о реализации проекта в области развития контейнерного транзита. Компания осуществляет железнодорожные перевозки по самому длинному наземному маршруту в мире – от восточного побережья Китая до Испании. Поезда проходят его за 16-19 дней.
По словам председателя Совета ЕЭК, первого заместителя премьер-министра Казахстана Алихана Смаилова, сегодня работают уже больше 14 тыс. предприятий с участием бизнеса ЕАЭС, и их число будет увеличиваться. «Рост количества совместных проектов и объемов экспорта являются главными показателями реализации четырех свобод ЕАЭС и успешности евразийской интеграции в целом», – отметил он.
В свою очередь, о проблемах бизнеса высказался замглавы комитета Госдумы России по экономической политике, председатель Правления Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС Станислав Наумов. В ходе выступления депутат назвал противоречия, с которыми сталкиваются предприниматели, на примере фармацевтической отрасли. По словам Наумова, бизнес захочет активно работать с ЕЭК только тогда, когда Комиссия достигнет более высокого уровня открытости, чем тот, что сегодня есть на уровне национальных правительств.
«Сегодня бизнес просто не понимает, почему должен обсуждать что-то на разного рода рабочих группах и комитетах Коллегии ЕЭК, если все эти решения можно обойти на уровне национального отраслевого ведомства», – констатировал российский депутат.
По словам Наумова, современная система управления наднационального уровня должна быть кардинально иной, чем та, что существует на уровне отдельных государств. Так, решения, которые принимаются на уровне Совета ЕЭК и Межправсовета, не должны возвращаться на национальный уровень, поскольку «любой процесс повторного согласования таких документов объективно затормаживает процесс». Наумов предложил ввести систему, при которой любое обращение бизнеса в ЕЭК не будет перенаправляться в национальные органы. «Берите эти полномочия и тогда вы будете самой эффективной системой», – резюмировал депутат.
Крым и евразийская интеграция
Отдельное внимание на пленарной сессии было уделено вопросу вовлеченности Крыма в интеграционные процессы в ЕАЭС. Так, в ходе своего выступления зампредседателя Совмина Крыма, постпред Крыма при президенте России Георгий Мурадов отметил, что на фоне усиливающейся глобальной конфликтности крайне важна тесная политическая и экономическая поддержка между странами ЕАЭС.
Представитель полуострова отметил, что в 2014 г. Россия и страны Союза «стратегически существенно нарастили силы ЕАЭС» за счет того, что Евразийский союз получили южные морские ворота, которые состоят из 8 крымских портов. Он подчеркнул, что их эксплуатация особенно актуальна, поскольку единственный крупный черноморский порт в Новороссийске сильно перегружен.
«Самый короткий маршрут на Ближний Восток и Северную Африку – это Крым. Теперь стоит задача эффективно его использовать, и, конечно, не только для России, но и для всего нашего интеграционного объединения», – подчеркнул Мурадов.
Замглавы крымского Совмина также выдвинул ряд предложений по стимулированию экономического развития региона. В частности, он предложил использовать созданную в Крыму свободную экономическую зону для экспорта и импорта из ЕАЭС.
«Эта зона имеет самые большие льготы», – напомнил он, попросив уполномоченных лиц информировать власти стран Союза о заинтересованности Крыма в заключении межрегиональных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурно-гуманитарном сотрудничестве. «У нас со многими странами такие соглашения есть, но со странами ЕАЭС маловато», – сообщил Мурадов.
Отдельно он обратился и к руководству стран ЕАЭС с просьбой применять в отношении крымских товаров таможенные процедуры, действующие в рамках ЕАЭС, чтобы не допускать «действий, ставящих под сомнение принадлежность Крыма и территориальную целостность России».
«Не хотел бы конкретно называть страны, но некоторые государства применяют к нам [Крыму] требования, по которым мы должны заявлять свои товары как товары Украины. И поэтому они не попадают под таможенное регулирование ЕАЭС», – ответил Мурадов на уточняющий вопрос Мясниковича. Глава ЕЭК, в свою очередь, предложил обсудить эту тему.
Кроме того, представитель полуострова пригласил всех к участию в Ялтинском международном экономическом форуме, а также сообщил, что крымчане будут рады видеть гостей из стран Союза.