На восьмой год гражданской войны на Востоке Украины, европейские страны, в частности, Германия, якобы впервые заметили, что Украина не собиралась и не собирается выполнять никакие Минские соглашения. Немецкому руководству «открыло глаза» небольшое видео, которое было размещено украинскими «волонтёрами», с участием дрона Байрактар. Ракета с турецкого беспилотника поразила артиллерийские позиции ДНР под селом Гранитное, в районе знаменитой Волновахи. Украинцы утверждают, что дрон не летал над линией соприкосновения, а наносил удар по днровским орудиям с территории, контролируемой ВСУ. В их заявлении полно намеренного и легко проверяемого вранья, но и это совершенно неважно. В совместном действующем меморандуме о перемирии, от июля 2020 года, чёрным по белому написано, что в районе линии соприкосновения введён полный запрет на использование боевой авиации и любых видов БПЛА, кроме дронов наблюдателей из ОБСЕ. Так что выстрел турецкого беспилотника стал настоящим демаршем, названным особо ретивыми украинскими деятелями «историческим событием» и «последним предупреждением Кремлю».
Вместо Кремля, первое применение украинского «Байрактара» вызвало нервную реакцию и ноту со стороны германского МИД , на которую ещё один странный и комический персонаж, посол Украины в ФРГ Андрей Мельник, дерзко ответил, что мол не дело немцам указывать Украине, как себя вести в такой ситуации. В Германии, в свою очередь, прекрасно понимают, что никакие Байрактары проблем украинской армии не решат, и скорее наоборот, могут их усугубить и вызвать очень резкую реакцию Москвы. Как это бывает, мы уже видели нынешней весной, когда в ответ на очевидные военные приготовления Киева, российская армия дислоцировала у восточной границы ДНР весьма мощную группировку, появившуюся словно ниоткуда. Но украинцы, похоже, только этого и ждут. Многое указывает на то, что командование ВСУ приняло какое-то решение и дроны от «друга Эрдогана» должны сыграть в их планах ключевую роль.
На сегодня на Украину поставлено, в общей сложности, двенадцать турецких БПЛА. Шесть из них приписаны к воздушным силам, а ещё полдюжины направлено для укрепления военно-морских подразделений. Эти беспилотники довольно удачно проявили себя в последние два года, особенно в конфликтах в Ливии и Нагорном Карабахе. В целом, «Байрактары» как раз созданы для таких локальных войн, где у противоборствующей стороны ПВО либо полностью отсутствует. либо имеет разрозненный и очаговый характер. Но для Донбасса, несмотря на удобный рельеф, подобное развитие событий возможно едва ли. Во-первых, такое количество ударных украинских дронов, растянутых вдоль весьма протяженной линии соприкосновения, никакого серьезного воздействия на оперативную обстановку оказать не может. Практика показывает, что их не хватит даже на один день интенсивных боёв, если в район применения вдруг занесёт «северным ветром» хоть сколько-нибудь серьезные комплексы ПВО.
Так было в начале марта 2020 года, в районе сирийского Серакиба, когда за сутки сирийской ПВО, с помощью «Бук-М2Э», (читайте материал по синей ссылке) было уничтожено не менее шести турецких ударных дронов. В апреле-мае этого же года состоялась первая дуэль старых экспортных «Панцирей» армии Халифы Хафтара и новейших турецких беспилотников в Ливии. Там комплексам российского производства пришлось гораздо тяжелее, но и потери БПЛА, которые действовали при мощной поддержке разведки и средств РЭБ турецкого флота, оказались весьма и весьма существенными.
Во-вторых, Россия ещё в начале года наглядно показала, что не собирается безучастно смотреть на эскалацию боевых действий. Любое массированное применение ударных БПЛА на Донбассе со стороны Украины вновь может спровоцировать ситуацию, подобную весенней, или даже хуже. Российская армия и ВКС, к примеру, сравнительно легко могут закрыть небо в районе конфликта. В случае резкого обострения, возможен даже удар оперативно-тактическими ракетами по центрам управления БПЛА. Некоторые эксперты полагают, что именно этого украинцы и добиваются. На той стороне тоже прекрасно понимают, что шесть дронов, это, как говорят, вообще «ни о чём». А стихийные удары с БПЛА — лишь способ подразнить Россию, и спровоцировать на некие действия, которые смогут задержать запуск «Северного потока-2». Многое указывает на то, что именно спорный трубопровод и становится истинной целью атак дронов на Донбассе и в самое ближайшее время они обязательно повторятся.