Председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл пока не нажал кнопку инфляционной паники и утверждает, что политика «хорошо подходит» для управления результатами инфляции, но данные показывают другое.
НЬЮ-ЙОРК — Информационная компания Markit-IHT сообщила в пятницу о «рекордном росте незавершенных заказов, поскольку фирмы изо всех сил пытались удовлетворить спрос из-за узких мест в цепочке поставок и нехватки рабочей силы» в октябре, «в свою очередь, вызвав самый резкий рост цен, когда-либо зарегистрированный». Индекс менеджеров по снабжению, за которым регулярно следит Markit, показывает продолжающийся экономический рост и, одновременно усиление инфляционных ветров.
Также в пятницу Федеральный резервный банк Атланты снизил прогноз валового внутреннего продукта (ВВП) США на третий квартал до 0,5% в год, то есть почти нулевой рост. «Модель Nowcast» преобразует текущие выпуски данных в оценку общего роста. Правда, аналогичная модель, разработанная Федеральной резервной системой Сент-Луиса, оценивает рост в третьем квартале на уровне 6,85%. Огромные расхождения в прогнозах отражают беспрецедентную степень неопределенности в отношении экономики США. Большинство рабочих, ушедших с производств во время пандемии Covid-19, не вернулись обратно. В настоящее время некоторые предприятия могут перейти на более высокие цены на выпускаемую продукцию, а, многие — нет. Дефицит предложения ограничивает деловую активность.
Как отмечает Markit, объем невыполненных заказов и рост цен являются худшими за 15-летнюю историю его исследования. Единственное, в чем сходятся все прогнозисты, — это то, что инфляция — самая худшая за 40 лет и продолжает ухудшаться. Председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл в течении первых девяти месяцев 2021-го года настаивал на том, что инфляции не было, а если она и была, то она была «переходной». В пятницу Пауэлл заявил в виртуальной панельной дискуссии, которую модерировал Bloomberg, что «наша политика позволяет управлять рядом вероятных результатов». Рынки акций упали. Совершенно неясно, смогут ли предприятия сохранить норму прибыли в условиях резкого роста производственных затрат, и будут ли потребители платить более высокие цены сейчас из опасения, что цены будут еще выше.
Один из лучших экономических обзоров США подготовлен Федеральным резервным банком Филадельфии. Сентябрьский обзор непроизводственного бизнеса (88% экономики США) показывает, что предприятия сферы услуг не могут поднимать цены достаточно быстро, чтобы успевать за растущими производственными затратами.
Как видно из приведенной ниже диаграммы, цены, уплачиваемые предприятиями, растут намного быстрее, чем получаемые доходы. Однако, согласно опросу производителей, проведенному ФРС Филадельфии, в производственном секторе уплаченные и полученные цены растут синхронно.
Проблема в том, что Федеральная резервная система увеличила свой баланс почти на 5 триллионов долларов с начала 2020-го года и спровоцировала цунами спроса. Согласно денежно-кредитной теории, преобладавшей в то время, когда экономика США была достаточно здоровой, рост денежной массы должен был привести к более высокой инфляции. Сложность количественной теории денег, которую отстаивал Милтон Фридман и другие, состоит в том, что одна и та же сумма денег может по-разному влиять на цены в разное время. Например, банковское кредитование в США резко сократилось после пандемии, а это означает, что триллионы дополнительных резервов, которые ФРС вложил в банковскую систему, не были переведены в банковский кредит.
В качестве грубой проверки можно скорректировать денежную массу (M2) (чек плюс сберегательные депозиты) с учетом изменений скорости, что сразу показывает , что денежная масса подскочила, а скорость упала. На диаграмме показаны годовые темпы роста денежной массы с поправкой на скорость (M2, умноженную на скорость обращения) в сравнении с годовым изменением индекса потребительских цен (ИПЦ).
Не похоже, чтобы эти отношения были случайными. Тем не менее, запаздывающие значения денежной массы с поправкой на скорость имеют некоторую прогностическую ценность для индекса потребительских цен. Используя данные этого денежного показателя с запаздыванием за девять месяцев, можно получить достаточно хорошее (62% соответствия) объяснение инфляции за последние 60 лет или около того.
Конечно, это не точный прогноз, но он упирается в точку, которая должна быть очевидной: правительства не могут создать огромный спрос в течение нескольких месяцев и ожидать, что предложение волшебным образом возникнет, чтобы удовлетворить спрос. В частности, им не следует ожидать этого, когда создание огромного объема спроса дало миллионам рабочих стимул оставаться дома.
ДЭВИД П. ГОЛЬДМАН