Президент США Джо Байден сказал, что США «взяли на себя обязательство сделать это», когда его спросили, будут ли США защищать Тайвань от нападения Китая. Если и были какие-то сомнения, они были опровергнуты — послание Пекину было четким и ясным. Позже представитель Белого дома отказался от комментариев.
Это случилось на самом деле? Возможно, стало еще мрачнее. Президент Джо Байден заявил, что США будут защищать Тайвань в случае нападения Китая, в явном отходе от давно занимаемой внешнеполитической позиции США. Когда во время заседания CNN дважды спросили, будут ли США защищать Тайвань в случае нападения Китая, Байден ответил, что это будет. «Да, у нас есть обязательство сделать это», — сказал он.
США предоставляют Тайваню оборонительное оружие, но проводят политику «стратегической неопределенности» в отношении того, будут ли они вмешиваться военным путем в случае нападения Китая. В рамках политики «одного Китая» США признают притязания Китая на суверенитет над Тайванем.
В последние недели Пекин направил десятки боевых самолетов в зону опознавания противовоздушной обороны (ПВО) Тайваня, а президент Китая Си Цзиньпин заявил, что «воссоединение» между Китаем и Тайванем неизбежно. представитель Белого дома позже, похоже, отреагировал на комментарии Байдена, заявив американским СМИ, что США «не объявляют о каких-либо изменениях в нашей политике и в нашей политике нет никаких изменений». Оборонные отношения США с Тайванем регулируются Законом об отношениях с Тайванем. Мы будем выполнять свои обязательства по Закону, мы продолжим поддерживать самооборону Тайваня и будем продолжать выступать против любых односторонних изменений статус-кво», — сказал чиновник.
Через несколько часов официальный представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь подтвердил давнее заявление страны о том, что остров является его территорией, нравится это Америке или нет. «Когда дело доходит до вопросов, связанных с суверенитетом и территориальной целостностью Китая и другими ключевыми интересами, у Китая нет места для компромиссов или уступок, и никто не должен недооценивать твердую решимость, твердую волю и сильную способность китайского народа защищать национальный суверенитет и территориальная целостность», — сказал Ван на брифинге для СМИ, -«Тайвань — неотъемлемая часть территории Китая. Тайваньский вопрос — это чисто внутреннее дело Китая, которое не допускает иностранного вмешательства. США должны «проявлять осторожность в своих словах и действиях по тайваньскому вопросу и не посылать никаких ложных сигналов сепаратистским силам о независимости Тайваня, чтобы не нанести серьезного ущерба китайско-американским отношениям, миру и стабильности в Тайваньском проливе».
Однако тайваньцы обрадовались заявлению Байдена, поблагодарив его за слова. «Наше правительство будет продолжать укреплять наши возможности самообороны, чтобы полностью защитить тайваньскую демократию, национальную безопасность и благосостояние людей», — говорится в заявлении министерства иностранных дел в пятницу. Байден заявил в четверг, что его не беспокоит преднамеренный военный конфликт с Китаем, но указал, что его беспокоит непреднамеренная эскалация. «Китай, Россия и остальной мир знают, что у нас самые мощные вооруженные силы в истории мира. Не беспокойтесь о том, станут ли они более могущественными», — сказал он, — «Но вы должны беспокоиться о том, собираются ли они заниматься деятельностью, которая ставит их в положение, в котором они могут совершить серьезную ошибку».
Ссылаясь на свои отношения с Си, Байден сказал, что не хочет вступать в затяжной конфликт. «Я разговаривал и провел с Си Цзиньпином больше времени, чем любой другой мировой лидер. Вот почему вы слышите, как люди говорят, что Байден хочет начать новую холодную войну с Китаем. Я не хочу холодной войны с Китаем. Я хочу, чтобы Китай понял, что мы не собираемся отступать и менять свои взгляды» — подчеркнул он.
Между тем, ранее на этой неделе президент России Владимир Путин «бросил свою шляпу» на тайваньском ринге. Путин, который не присутствовал на саммите по климату COP26 в Глазго, сказал, что Китаю «не нужно применять силу» для достижения желаемого «воссоединения» с Тайванем. Выступая перед корреспондентом CNBC Хэдли Гэмбл на конференции Russian Energy Week в Москве в среду, Путин указал на комментарии Си, предполагающие возможность мирного объединения, а также на «философию государственности» Китая, предполагающую отсутствие угрозы военной конфронтации. «Я считаю, что Китаю не нужно применять силу. Китай — огромная мощная экономика, и по паритету покупательной способности Китай сейчас является экономикой номер один в мире, опережая Соединенные Штаты», — сказал российский президент, — «Увеличивая этот экономический потенциал, Китай способен реализовать свои национальные цели. Я не вижу никаких угроз».
Путин также обратился к напряженным отношениям из-за Южно-Китайского моря, где Россия пыталась сохранить нейтральную позицию в отношении давних и опровергнутых международным сообществом претензий Китая на обширные участки близлежащих вод. «Что касается Южно-Китайского моря, да, есть некоторые противоречивые интересы, но позиция России основана на том факте, что мы должны предоставить возможность для всех стран региона без вмешательства со стороны внерегиональных держав, для правильного разговора, основанного на фундаментальных нормах международного права», — сказал он, — «Это должен быть процесс переговоров, так мы должны разрешаться любые споры, и я считаю, что для этого есть потенциал, но он до сих пор не был полностью использован».
DAVE MAKICHUK
Источники: CNN Politics, BBC, CNBC, Associated Press.