Наверняка вы, мои дорогие читатели, уже сталкивались с подобной ситуацией. Звонок на мобильный телефон (нередко это случается ранним утром, когда способность соображать ещё борется со сладкой утренней дрёмой), короткая пауза и вкрадчивый голос, с слегка распевной интонацией, который сообщает вам крайне неприятное известие. О том, что мошенники пытаются взять от вашего имени кредит, или оплатить какую-то дорогую покупку с вашего счёта, или попросту, что ваши средства заморожены, так как нажиты нечестным путём. Впрочем, вариантов может быть много и все они серьезно воздействуют на психологию людей, особенно тех, кто уже неоднократно терял средства за короткую постсоветскую историю. Абсолютное большинство потенциальных «жертв», которых атакуют телефонные мошенники, не покупаются на их угрозы и обещания различных финансовых проблем. Кое-кто даже затевает с ними словесную игру, после которой поначалу вежливые «представители Сбербанка» взрываются целым потоком матёрной брани. Но если вы думаете, что их «терпилами» становятся только глупцы, или люди, совершенно не понимающие новой цифровой реальности, то вы глубоко заблуждаетесь. Недавний случай с профессором РГГУ Игорем Яковенко, автором скандального трактата «Феномен быдла», наглядное подтверждение того, что даже самые образованные люди могут отдать всё, включая последнее жильё, поддавшись психологическому воздействию опытных аферистов.
Считается, что все эти технологии придуманы уголовниками и сидельцами в тюрьмах. Существует даже масса рекомендаций, вроде как сказать очередному «эксперту из банка», мол вечер в хату братва, и прочие веселые словечки из уголовного жаргона, сводящие этот звонок к шуточному обмену любезностями с распознанным мошенником. Но данная проблема распространена далеко за пределами России и наших пенитенциарных заведений. Не так давно вышел британский сериал «Холодный звонок», где детально раскрывается вся схема подобного мошенничества, включая психологическую накачку, которой активно подвергаются жертвы. Бьют прямо по больному, не стесняясь никаких методов. Атакуют прежде всего стариков и людей в крайне стесненных финансовых обстоятельствах. Сериал закончился относительным «хэппи-эндом», но в жизни так не бывает.
Есть здесь и ещё один нюанс. В последнее время, вместо косноязычных уголовников в телефонах всё чаще звучат молодые голоса с характерным южнорусским акцентом. Изменился и сам антураж происходящего. К примеру, звонящие включают электронный голос, вполне качественно имитирующий тембр знаменитого сбербанковского бота, подменяют номера, делая их крайне похожими на родные сбербанковские и даже звонят с номера 900, точнее с его клона, подделанного с помощью различных хакерских программ. Вы уже не услышите глупого хихиканья и странных для «службы безопасности» посторонних шумов. Появляется полное ощущение, что вы говорите с рабочим офисом, где происходит вполне обычная деятельность. И разгадка здесь проста. Ныне столицей телефонных мошенников стал Днепропетровск, или нынешний Днепр. И многое указывает на то, что мошеннические конторы работают там фактически легально, под эгидой телекоммуникационного отдела 72-го Центра психологических операций Главного управления разведки, более известного у нас, как ИПСО.
Зачем такая мелочная деятельность украинским деятелям плаща и кинжала, спросите вы? Всё просто. Такие массовые случаи мошенничества, от которых наше государство не может защитить в силу разных обстоятельств, порождают чувство незащищенности, и подрывают доверие к финансовым и охранительным институтам, которое и без того не велико. Да и деньги лишними не бывают, даже те, что украдены у несчастных стариков и доверчивых простаков. И тут нужно помнить простые правила общения с этими индивидами. Ну не звонят работники банков напрямую. Если вас зачем-то побеспокоила «служба безопасности», даже с вполне легального номера, с вероятностью сто процентов — мошенники! И ещё, банк никогда не попросит вас перевести средства на сторонний счёт. А именно на такой расклад и рассчитывают аферисты. Берегите себя и свои деньги.