Когда на канале выходят «обзоры» на проблемы других стран, в комментариях часто пишут, что мы бы еще сравнили Россию с Африкой. Естественно сравнивать нашу страну с африканскими странами глупо и делать мы этого не будем. А вот проблемы европейских стран показываем регулярно, чтобы народ не думал, что жизнь за границей – просто сказка. Но!!! И наличие своих проблем в России мы тоже не отрицаем, пусть о них рассказывают другие блогеры, коих найти можно «вагон».
В советское время уровень жизни в Прибалтике был гораздо выше, чем в других странах СССР. Во многом этот высокий уровень был обеспечен за счет дотаций из России.
Отток населения из страны
Если в 1990 году население Латвии достигало 2 млн 660 тысяч человек, то к 2018 году оно сократилось до 1 млн 926 тысяч человек и продолжает убывать. Еще раз повторим – население страны сократилось почти на 40%! Стоит добавить, что в эту статистику не попало число граждан, уехавших работать за границу.
Торговый дефицит
Латвия имеет отрицательный торговый баланс. Это означает, что при торговле с другими странами Латвия больше покупает, чем продает. Хотя при СССР торговый баланс Латвии был положительным.
Госдолг
Отрицательный торговый баланс привел к росту государственного долга Латвии, который уже достигает 35% ВВП. Хотя на фоне США это и не долг вовсе, а копейки. Но на момент распада СССР Латвии в отличие от других стран не досталось никаких долгов союза.
Низкая обеспеченность ресурсами
Низкая обеспеченность Латвии собственными ресурсами и стала первостепенной причиной отрицательного торгового баланса и соответственно госдолга. Собственными первичными энергоресурсами страна обеспечена на 20-25%. И если по каким-то причинами прекратится их импорт, то это больно отразится на стране.
Рождаемость
Россия не может похвастаться высокой рождаемостью, но в Латвии с этим еще хуже. Сегодня проблему с рождаемостью испытывает большинство развитых стран. Но нельзя сказать, что Латвия более развита, чем Россия.
Деградирующее образование
О деградации образования в Латвии говорит падение количества побед школьников на олимпиадах, падение количества патентных заявок, сокращение количества школ и учеников.
Сокращение грузового трафика через порты
После распада СССР, России не досталось собственных портов, и это было одним из больных мест нашей страны. А Прибалтике наоборот достались в наследство современные порты, которые строил весь СССР. Из-за нужды в этих самых портах Россия была вынуждена идти на различные уступки Прибалтике. Сегодня Россия строит свои новые порты и расширяет существующие, увеличивая грузооборот. Порт в Усть-Луге уже начал забирать трафик из латвийских портов.
Потребление алкоголя
Латвия уже не первый год обгоняет Россию по потреблению алкоголя. Согласно данным ВОЗ, в 2020 году потребление алкоголя в России на душу населения упало до 11,2 литра, а в Латвии этот показатель равен 12,8 литра.
Потеря импортеров
Вместе со здергиванием флага Белоруссии и выдворением латышских дипломатов из Минска, упал и транзит белорусских товаров. А вместе с транзитов Латвия лишилась и прибыли от него. Через наливной терминал в Риге в год транспортировалось около 7 млн тонн нефти, за транзит которой по железной дороге Белоруссия платила 70 млн евро ежегодно. Теперь нефтепродукты из Белоруссии перенаправлены на другие наливные терминалы Прибалтики, а также в российский порт в Усть-Луге.
Деградация промышленности
Вероятнее всего, порты постигнет судьба советских предприятий в Латвии. Таких как государственный завод «ВЭФ», который занимался выпуском телефонов, радиостанций и радиоприемников, а также вездеходов и мотоциклов. Завод давал работу 20 тысячам человек и приносил до 500 млн долларов прибыли ежегодно. Сегодня «ВЭФ» является банкротом.
Можно вспомнить еще одно крупное предприятие – Рижский вагоностроительный завод (РВЗ). Во времена СССР это было единственное предприятие, которое производило железнодорожные составы. После распада СССР сильно сократился и спрос на продукцию РВЗ. Завод начал технологически отставать от конкурентов, а деньги в его развитие власть не спешила вкладывать. Постепенно в России был освоен выпуск собственных электричек в городах Демихов и Торжок. Латвия потеряла крупнейший рынок сбыта, и в 1990-х годах РВЗ превратился в небольшой завод по ремонту электричек со штатом 120 работников. Долги предприятия росли и к 2012 году они достигли 2 млн евро, при этом весь оборот РВЗ на тот момент составлял 1,7 млн евро. В 2014 году завод выкупил новый владелец и попытался его модернизировать. Но это привело лишь к дальнейшему росту долгов, которые к 2016 году достигли отметки 2,6 млн евро. Осенью 2017 года на РВЗ приступили к процедуре банкротства.
Также стоит вспомнить и про Рижский электромашиностроительный завод (РЭЗ), который выпускал продукцию для соседнего Рижского вагоностроительного завода. РЭЗ давал работу 8 тысячам человек. Как и другие предприятия Латвии в 1990-е годы РЭЗ накрыл кризис. Заказы прекратились, а оборудование сильно устарело. Нерентабельность привела к закрытию части производств и сокращению рабочих. В 2016 году акции завода выкупил инвестор из России и стал выпускать там электродвигатели и электроприводы на самосвалы, электробусы и троллейбусы. В настоящее время 80% продукции реализуется в России, остальное – в Белоруссии, на Украине, в Польше и Швеции.
Ну и конечно же знаменитая Рижская автомобильная фабрика (РАФ), на месте которой был создан индустриальный парк, где теперь сосредоточены небольшие производства. А ведь был время, когда микроавтобусы этой марки знал каждый житель в СССР. Предприятие старались спасти, и в середине 1990-х годов его руководство пыталось договориться с Горьковским автозаводом об организации на РАФе сборки «ГАЗелей». Но тут заупрямились власти Латвии, которые были против партнерства с Россией и под различными предлогами блокировали соглашение. Это привело к полной остановке предприятия, а в 1998 году оно было обанкрочено. Последним автомобилем, который был собран на конвейере РАФа, стал катафалк. Собственно, он и проводил предприятие в последний путь.