В США обсуждают введение разного рода санкций в отношении российской госкомпании «Газпром». Поводом стало участие корпорации в проекте Северный поток-2, на который американцы наложили санкции. Якобы за нарушение санкционного режима Газпром планируют привлечь к ответственности.
Первый заместитель Министра финансов Уолли Адейемо прокомментировал это следующим образом:
Мы работаем с вами в данном комитете, чтобы привлечь «Газпром» к ответственности за его действия, которые нарушают наши санкции
В общем, ничего удивительного нет. Новым санкциям, которые США регулярно накладывают на наше государство, граждан и компании, удивляться уже не стоит. Это их политика, целью которой является сдерживание России (тоже ничего нового здесь не сказали).
Другое дело — что нашей стране следует более активно реагировать на подобные действия Запада, чего мы пока что не видим
Скорее всего американские санкции в отношении «Газпрома» будут носить чисто номинальный характер. В этом контексте можно вспомнить «санкции», которые американцы вводили против «Роснефти» за работу в Венесуэле. Они ограничились санкциями в отношении трейдинговых компаний «Роснефти», через которые наша госкомпания просто перестала проводить сделки, создав новые юридические лица.
Все же США именно в данный момент не заинтересованы в обострении отношений с Россией. Американцы погрязли в своих внутренних проблемах плюс ощущают все большее давление Китая.
В этом контексте часть американской элиты планирует реализовать так называемую «Большую сделку». Задача минимум — заключить ситуативный союз с Россией против Китая. Задача максимум — воспользоваться «Большой сделкой» и предложить российским элитам вторую перестройку.
Как бы то ни было, это всего лишь планы, которым вряд ли суждено сбыться. России необходимо воспользоваться ослаблением США. Пока что до конца не понятно, временное оно или нет (скорее всего — второе). Тем не менее, пока глобалисты отступают, необходимо проводить более активную политику, реагируя как на санкции, так и переходя к наступлению.
Как показывает практика, решительные действия Москвы случаются только тогда, когда нужно давать ответ, реагируя на внешнеполитические вызовы.
В это же время имеется огромное количество решений, способных эффективно противостоять санкциям. Например, усиленная поддержка Венесуэлы, Кубы, Никарагуа.
Это выгодно не только с геополитической, но и с экономической точки зрения. Уже сейчас Россия контролирует 70% добычи нефти в Венесуэле. Да, она тяжелая и себестоимость ее добычи является сравнительно высокой. Но те условия, которые предоставляет правительство Венесуэлы, делают добычу в поясе Ориноко выгодной. Особенно при нынешних ценах. Следовательно, все расходы на поддержку Мадуро окупаются с лихвой.
Возможно, мы когда-нибудь распишем в наших материалах выгоду от сотрудничества с Венесуэлой более подробно.
К нынешним и потенциальным санкциям против России необходимо относиться как к данности и заранее готовить действия по снижению их влияния на нашу экономику и политику до минимума. При грамотной работе санкции можно использовать как важный драйвер развития отечественной экономики. В них нет ничего страшного.
Даже если мы возьмем иранский опыт, то увидим, что благодаря санкциям Иран существенным образом развил свою промышленность, сельское хозяйство и науку. Да, по объективным причинам Иран не может встать в один ряд с мировыми державами. Но и потенциал у него, в отличие от России, совершенно иной.
Поэтому надеемся, что Москва будет не просто реагировать на внешнеполитические события, но и станет проводить наступательную политику.