С 1 августа по 31 декабря в России действуют временные пошлины на металлургическую продукцию. Они рассчитываются как 15% ставка + специфическая надбавка.
Как помним, по вопросу введения этих мер было много дискуссий и дебатов. Либералы (в первую очередь, в ЦБ), а также офшорные олигархи заявляли, что подобные методы являются нерыночными.
Но если рыночные методы не работают, в связи с чем Россия ускоренными темпами импортирует инфляцию, то зачем их нужно соблюдать?
Складывается такое ощущение, что рыночная либеральная экономика стала для многих религией. Во всяком случае, для некоторых чиновников уж точно.
А вот, что касается олигархов, то они используют идеологию либерализма как способ получения сверхприбылей с дальнейшим их выводом в офшоры
Как бы то ни было, к настоящему моменту стало ясно: система либеральной экономики и монетаризма не работает
Ярким примера эффективности экспортных пошлин может служить ситуация, сложившаяся на рынке алюминия. В настоящий момент пошлина на необработанный алюминий составляет примерно 480-500$ с тонны.
С мая этого года цены на алюминий на внутреннем рынке сократились на 0,5%, в то время, как на мировом рынке наблюдается их рост на 18%. Таким образом мы видим, что инструменты протекционизма являются эффективными и полностью себя оправдывают.
Кто-то может сказать, что какой толк от практически неизменной цены на внутреннем рынке, ведь до кризиса алюминий стоил гораздо дешевле. Это, безусловно, так. Однако для объективности экономических показателей необходимо проводить сравнение с другими странами.
Сейчас в мире наблюдаются наблюдаются все признаки так называемого суперцикла. А это значит, что цены на сырьевые товары будут находиться на высоких уровнях еще долгое время.
В этой связи правительству необходимо решить две задачи: предотвратить резкий рост цен на сырьевые товары на внутреннем рынке и трансформировать получаемую экспортную выручку в инвестиции.
В настоящий момент государственники только начинают подбирать инструменты для достижения вышеописанных целей.
Причем во многом действия носят экспериментальный характер. Например, с 2022 году повышается НДПИ для металлургической и угольной отрасли, а также для производителей удобрений.
В это же время рост налога на прибыль в зависимости от соотношения объема инвестиций и дивидендов решено отложить как минимум до 2023 года, поскольку при реализации данной инициативы возникло много спорных вопрос (объективно спорных).
Белоусов прокомментировал подобное следующим образом:
Целый ряд легальных инвестиционных конструкций, которые сегодня существуют, основан на выплате дивидендов. Например, есть большой холдинг, дивиденды дочерней компании выплачивают в адрес материнской компании, а материнская компания эти дивиденды потом распределяет обратно в виде инвестиций, вкладывая их в дочернюю. Таким образом происходит перераспределение ресурсов внутри холдинга. Бывают также случаи, когда в силу разных причин сбор инвестиций выносится за пределы холдинга, и тогда мы видим, как SPV создается за пределами холдинга, дивиденды уходят туда. Все это нужно учитывать, поэтому мы взяли паузу: будем собираться с бизнесом, отрабатывать этот механизм.
Как бы то ни было мы видим, что курс экономического блока правительства определен: это отказ от либерального капитализма, внедрение инструментов кейнсианства, защита внутреннего рынка.
Конечно, все это делается не так быстро, как хотелось бы. Наверное, можно сказать, что объективно ускорить процесс невозможно. С другой стороны, после десятилетий проведения либеральной политики хочется получить быстрый результат.