Россия наращивает военное присутствие в Арктике. Кремль не только ремилитаризует регион, но и пытается навязать свое превосходство с помощью политики свершившегося факта — юридической, экономической и военной, — заявила Анна Фотыга.
Европейский парламент недавно принял ваш доклад по Арктике. Кажется, эта тема для польских политиков достаточно экзотична?
Долгое время, помимо приоритетных для Польши направлений, таких как наше восточное соседство, я пыталась сосредоточиться на горизонтальных темах, где лучше всего можно увидеть состояние крупнейших стран, определенные тенденции, влиять на европейскую политику, продвигать польское присутствие и интересы, которые, в конце концов, не ограничиваются Европой. Я не согласна с мнением, что Арктика — экзотический регион для Польши. Польша уже много лет является наблюдателем в Арктическом совете, наше научное присутствие широко ценится, многие наши соотечественники живут в арктических странах, и Арктика будет играть все более важную роль также для экономики и безопасности Польши. Арктика больше не будет удаленным или недоступным регионом, но будет играть важную роль в будущем Европы.
За документ проголосовали 506 депутатов Европарламента, против — 36, воздержались — 140 …
— Я рада, что многомесячная работа над отчетом была оценена по достоинству, в основном выше политических разногласий. Небольшая группа депутатов Европарламента, большинство из которых были пророссийскими, проголосовала против документа, в котором мы реалистично описали политику России. С другой стороны, группа зеленых, которая надеялась, что в отчете будут продвигаться рекомендации, которые выходят за рамки наших знаний и тематического охвата с точки зрения климата или разработки месторождений полезных ископаемых, в конечном итоге воздержалась при голосовании.
Вы говорите, что срочно необходимо изменить восприятие Арктики, потому что все более напряженная международная ситуация вынуждает ЕС пересмотреть свою политику в отношении региона. Какие факторы вас беспокоят?
— После окончания холодной войны Арктика была зоной мира и международного сотрудничества, но в последние годы ситуация изменилась. Российское военное присутствие в регионе увеличилось, а Китай стремится интегрировать Северный морской путь в Арктике в свою инициативу «Один пояс, один путь». Кремль не только ремилитаризует регион, но и пытается навязать свое превосходство с помощью политики свершившегося факта — правовой, экономической и военной. Особое противодействие со стороны Союза, но также и со стороны Организации Объединенных Наций, должно привести к отступлению от положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) и конвенций Международной морской организации (ИМО), которые составляют основу для международных сотрудничеств и гарантируем свободу судоходства. Россия больше не соблюдает этот принцип в рамках открытия Северного морского пути, незаконно вводя различного рода нормативные и административные барьеры, согласования и другие ограничения. Другая проблема — это состояние окружающей среды, меняющееся из-за глобального потепления, а также безответственная эксплуатация со стороны человека.
В отчете подробно рассматривается экологическая ситуация, вызванная крупнейшей на сегодняшний день в Арктике компанией «Норил никель». Что по этому поводу предлагают депутаты Европарламента?
— Прежде всего, мы обращаем внимание на непрозрачность и ограниченный доступ журналистов и экспертов . На наш взгляд, необходимо, чтобы российские власти установили прозрачные и эффективные процедуры отчетности и отслеживания таких экологических катастроф. Это правда, что российский суд наложил рекордный штраф на консорциум, ответственный за катастрофу, но полное и надлежащее исполнение этого приговора должно быть предметом общественного контроля. Мы призываем Союз, государства-члены, защитников окружающей среды и журналистов продолжать расследование этого вопроса
— Мы призываем Союз лучше использовать свои собственные ресурсы, такие как программа «Коперник», для отслеживания этого типа загрязнения в Арктике и проведения тщательной оценки последствий исключительно для использования в целях получения прибыли. Мы также призываем арктические государства к сотрудничеству в разработке систем быстрого реагирования для управления экологическими катастрофами в режиме реального времени, в частности, разливами нефти; Другой сложный вопрос заключается в том, что такие несчастные случаи часто происходят на землях коренных народов и, таким образом, теряют способность продолжать свой традиционный образ жизни. Мы проясняем, что российские компании продолжают ограничивать инвестиции в охрану окружающей среды и производственные объекты до абсолютного минимума, чтобы получить максимальную прибыль в кратчайшие сроки. Это приводит к постоянному выбросу токсичных веществ в атмосферу, и большинство арктических городов, таких как Норильск — один из самых загрязненных городов мира.
В докладе указывается, что морской лед в Арктике тает беспрецедентными темпами, что с потеплением климата, повышением уровня моря приводит к трагическим социальным, экологическим и экономическим последствиям…
— На самом деле Арктика нагревается втрое быстрее, чем вся планета. Помимо негативных последствий, это также приводит к потенциальному открытию новых транспортных путей, укреплению торговли, расширению доступа к редким природным ресурсам и активизации исследовательской деятельности, рыболовства и туризма. Вспомним, что в околополярном арктическом регионе проживает полмиллиона граждан ЕС. Это часто не до инвестированный регион. Поэтому мы указываем на то, что новые проекты, такие как волоконно-оптические кабели, которые должны проходить через Арктику, должны служить также местному сообществу. Сегодня никто не сомневается, что цифровая инфраструктура в таких труднодоступных местах, как арктический регион, имеет решающее значение не только для экономики, инноваций, но и для культуры, образования и здравоохранения.
В принятом ЕП докладе говорится, что Европа должна уменьшить свою зависимость от Китая в отношении полезных ископаемых, а Арктика должна играть центральную роль в Европейском Альянсе за сырье. Как мы можем достичь этого?
— Я вас удивлю, — еще до того, как прозвучал доклад, а такая полная процедура занимает около года, удалось эту цель в какой-то мере реализовать. Я являюсь постоянным докладчиком по вопросам Арктики с самого начала своего срока и добиваюсь, чтобы Гренландия присоединилась к упомянутому альянсу, известному как Эрма, который произошел несколько недель назад. О более широком сотрудничестве я говорила в сентябре во время миссий в Нууке и Копенгагене. Это своего рода парадокс, что потепление климата позволяет нам добывать сырье, жизненно важное для развития зеленых технологий и борьбы с глобальным потеплением. Сегодня большую часть необходимого сырья Европа импортирует из Китая. Но помните, что они используются не только для производства элементов ветряных турбин, но и являются ключевыми в военных технологиях. Следовательно, если Европа хочет говорить о какой-либо автономии, она должна начать с независимости от поставок стратегического сырья от своего системного конкурента. Упомянутый пример Норильска подтверждает опасения наших, но прежде всего и коренных народов, что Россия и Китай будут эксплуатировать регион без надлежащей оценки воздействия на окружающую среду. Инвестиции Китая в стратегические инфраструктурные проекты и усилия по получению прав на добычу полезных ископаемых вызывают беспокойство, поскольку они напоминают о том, как страна работает в других частях мира.
Вы упомянули о своем визите в Нуук, столицу Гренландии. О чем вы там говорили?
— Это была миссия комиссии по иностранным делам, поэтому, конечно, вопросы безопасности были для нас чрезвычайно важны. Визит мы начали в Копенгагене, так как Гренландия, правда, в 1985 году покинула европейскую общину, она вместе с Фарерскими островами остается частью Королевства Дания, а завершилась в Исландии. Государства региона, как и ЕС, предприняли процесс обновления своих стратегий в отношении Арктики. Наша цель состояла в том, чтобы ознакомиться с точкой зрения некоторых из наиболее важных участников, повысить видимость ЕС в регионе, прямой диалог с представителями коренных народов, а также поговорить с политиками, экспертами или военными из арктического командования.
Вернемся к России, которая блокирует предоставление Союзу статуса наблюдателя в Арктическом совете. Глядя на карту и принятые меры, трудно не создать впечатление, что Россия свою экспансию также направляет к Северному полюсу.
— Прежде всего, хочу поздравить Арктический совет с 25-летием успешной деятельности. Это сотрудничество было чрезвычайно успешным во многих сферах. Однако вопросы безопасности исключены из этой модели управления в Арктике. Что касается России, нет сомнений в том, что реконструкция баз времен Советского Союза, новые инвестиции или предоставление Северному флоту статуса отдельного военного округа выходят далеко за рамки законных оборонных целей и, следовательно, отражают стремление России достичь военного стратегического преимущества в регионе. Отсюда конфронтационная позиция, когда оно рассматривает регион как сферу военной, территориальной и экономической экспансии, арену амбиций великого государства, наследие, которое хочет после себя оставить Путин. Мы также обсуждали этот вопрос во время работы Группы размышлений НАТО, членом которой я была.