Денис Батурин, политолог
«Почему бессмысленны контакты с нынешним украинским руководством» — в названии статьи Дмитрия Медведева все сказано, в ее содержании – многое из ранее сказанного президентом Владимиром Путиным и другими высокопоставленными российскими чиновниками. Эта статья – прежде всего послание, а не содержание. Что важно – это очередное послание от одного из доверенных лиц Владимира Путина. Оно стало неким превью к визиту заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд в Москву.
В отношении адресата – руководства Украины отметим следующее: чтобы встречаться и говорить, нужны некие точки пересечения, в ценностном смысле. Вся политика Украины и решения, что принимаются в этой стране последние годы — это удары по общекультурным и историческим ценностям прошлого и настоящего, которые до сих пор существуют у граждан двух стран.
Сознательное накопление этих точек разрыва привело к событиям 2014 года — Крымской весне и войне на Донбассе. Незавершенный конфликт на юго-востоке Украины и уход Крыма в Россию так и не стали поводом к переосмыслению. Пока ситуация только усугубляется с каждым документом, принимаемым Совбезом Украины (причем за рамками его полномочий) или Верховной Радой.
Главные потенциальные точки взаимодействия – Минские соглашения, транзит газа через Украину и «Северный поток-2». Позиция России по всем этим вопросам заявлена давно, не менялась и вряд ли в ближайшее время изменится. Минские соглашения должны быть выполнены, ответственность за это, согласно соглашениям — на Киеве. Транзит газа через Украину политизирован Киевом и Западом, по экономическим да и политическим причинам нам не выгоден. «Северный поток -2» будет работать, так как в нем, несмотря на политическую пену, заинтересована Европа и Россия.
Как отметил ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков: «У Кремля нет особых причин проводить в ближайшей перспективе «переговоры ради переговоров» и в российском руководстве, скорее всего, не надеются, что такой диалог мог бы сейчас привести к заметным подвижкам. В статье зампреда Совета безопасности РФ говорится о необходимости вести дела не с украинскими руководителями, а с западными игроками («дела нужно вести с сюзереном»), возможно, публикация этого текста как раз является сигналом российского руководства о нежелании идти на определенные шаги на украинском направлении, которые хотели бы видеть в Вашингтоне».
Вновь заметим, что статья Медведева – это послание, а не новое содержание. Так же стоит и читать последний тезис: «…что делать в этой ситуации? А ничего. Дождаться появления на Украине вменяемого руководства, которое нацелено не на тотальную конфронтацию с Россией на грани войны, не на организацию дебильных «Крымских платформ», созданных для оболванивания населения страны и подкачки своих мускулов перед выборами, а на выстраивание равноправных и взаимовыгодных отношений с Россией. Вот только с таким руководством Украины и стоит иметь дело. Россия умеет ждать. Мы люди терпеливые». Терпеливые, но все таки хочу заметить, что статья появилась после очередного акта давления украинской прокуратуры на лидера оппозиции – Виктора Медведчука. Поэтому читать последний тезис Медведева стоит так – мы не будем разговаривать с нынешним руководством Украины, Россия будет ждать – и это сказано в отношении ее руководства, но не будем сидеть сложа руки – а это сказано в отношении интересов нашей страны. Тем более, и это надо признать, Россия слишком долго ждала, и за это время Украина превратилась в страну с националистической идеологией, страну критично недружественную. Ставка на лояльную политическую элиту, которая лишь демонстрировала лояльность, не оправдалась. А началось все с того, что Москва когда-то поверила в жизнеспособность заявленной де факто украинской модели: политика – с Западом, экономика – с Россией. Западу так было не интересно, потому что при этой модели решались лишь вопросы украинской власти, а не западных интересов. Поэтому вопрос с экономикой также стали решать, политическими способами – майданами. И решили. А никакой экономики Украине взамен не дали. Поэтому и появился на Украине совершенно бесподобный в своей абсурдности тезис: транзит российского газа является гарантией или условием евроинтеграции Украины. Если расшифровать это непонятное построение – в условиях антироссийской политики и закрепление в законах Украины определения России как «страны-агрессора» — то получается следующее: без транзита российского газа, а также его реверса для нужд украинской экономики, Украине грозят серьезные экономические проблемы, а страну с серьезными экономическими проблемами в ЕС видеть не хотят. Поэтому российский газ Украине нужен. Как мы говорили ранее, этот тезис поддерживают и в Вашингтоне, возложив обеспечение данной позиции на Германию в документе «Совместное заявление США и Германии в поддержку Украины, европейской энергетической безопасности и наших климатических целей»: «Берлин принял на себя обязательства использовать все возможности, чтобы соглашение с Россией о транзите газа через Украину было продлено на срок до десяти лет». Надо признать, Германия выполняет данное соглашение, о чем стало известно со слов министра энергетики России Александра Новака: «Вице-премьер объяснил, что общается со специальным представителем правительства ФРГ, ответственным за вопросы по транзиту газа через Украину, Георгом фон Вальдерзее, но не считает нужным выводить переговоры в публичную плоскость». Деталей нет, но есть весьма красноречивый факт переговоров.
Месседж Дмитрия Медведева в формате статьи подтвердил и Владимир Путин, переведя его в плоскость транзита газа: ««Некоторые безответственные политики на Украине призывают национализировать газ, в итоге там уже началась откачка», — сказал он [Владимир Путин – Д.Б.]. По словам Путина, Россия увеличила поставки через газотранспортную систему (ГТС) Украины, увеличение по транзиту в этом году сверх контрактных обязательств составит примерно десять процентов. «Там больше увеличивать нельзя. Нам все намекают — увеличьте еще поставки через Украину. Опасно увеличивать. Там десятилетиями не ремонтировалось ГТС, там, если давление увеличить, лопнет вообще, Европа совсем лишится этого маршрута».
Таких совпадений в международной политике не бывает: Нуланд (свидетель и куратор украинских революций) летит в Москву на фоне энергетического кризиса в Европе, роста цен на газ, обсуждения темы транзита газа через Украину (в Киеве вдруг заговорили о продлении транзитного контракта, до конца которого еще три года), оффшорного скандала на Украине (как и в случае с экс-президентом Украины Порошенко, на второй год президенства Зеленского была обнародована информация о связанных с ним оффшорах). При этом Нуланд встречается с российским куратором украинского направления — заместителем главы администрации президента РФ Дмитрием Козаком. Прочитаем между строк выверенных дипломатических заявлений после встречи.
По словам Дмитрия Козака, стороны согласились, что единственной основой для урегулирования конфликта на востоке Украины остаются Минские соглашения, а также замгоссекретаря США подтвердила позицию Вашингтона, что без согласования особого статуса Донбасса «существенный прогресс в урегулировании вряд ли возможен».[vi] В ходе переговоров речь также шла о возобновлении постоянных двусторонних консультаций России и США по украинскому регулированию. Ранее такие консультации велись по линии помощник президента РФ Владислав Сурков — спецпредставитель госдепа США в Украине Курт Волкер. Оба политика перестали курировать направление в результате отставок. Волкер ушел в отставку в результате упразднения при президенте США Дональде Трампе должности спецпредставителя. Напомним, что с одной стороны Трамп не видел необходимости столь пристального внимания к Украине, с другой стороны Украина для него стала источником проблем (арест политконсультанта Трампа Пола Манафорта, консультировавшего экс-президента Виктора Януковича, и обвиненного в сокрытии доходов именно в украинский период его деятельности), а также источником компромата на семейство Байденов (работа Хантера Байдена в украинской газодобывающей компании). Как бы там ни было – консультации прекратились.
Есть в возобновлении консультаций РФ-США по поводу Минского процесса и другие моменты. Например, итоговая ситуация в какой-то мере удовлетворит Украину хотя бы формально, ведь Киев давно настаивал на присоединении США к Минскому процессу, так как авторитета и дипломатических усилий Германии и Франции для продвижения в реализации соглашений явно не хватает. Как и для окончательного блокирования Минского процесса. Тем более встал формально-политический вопрос о дальнейших консультациях в «минском» формате, так как Беларусь теперь для Запада «недемократическая» площадка. Украинский политолог Михаила Погребинского при этом считает: «Нуланд рассматривает Минские соглашения как инструмент выталкивания России с Донбасса».[vii] Погребинский имеет в виду политический сценарий, когда при формальном соблюдении Минских соглашений Киев при поддержке США получит контроль над Донбассом. Однако в настоящее время такой сценарий мало реализуем, как и сценарий выполнения Украиной соглашений. В подтверждение этого стоит вспомнить, что если администрация Трампа интересовалась Украиной только в узких аспектах (кроме купирования угроз и поиска компромата на своего противника – Байдена, была история блокирования китайских инвестиций в украинское авиастроительное предприятие «Мотор-Січ»), то администрация Байдена уже заявляла о своем нежелании быть участником Минского процесса.
Обратим взгляд в будущее – если с украинским руководством говорить не о чем (исходя из добровольной вассальной подчиненности Вашингтону), то, получается, говорить стоит с США. Но здесь тоже пока все печально. В администрации США так прокомментировали итоги визита Нуланд в Москву: «Мы от этого визита ожидали мало, и не были разочарованы». Ну что же, в Москве также ничего прорывного от этой встречи не ждали, поэтому никаких сожалений по этому поводу высказано не было. Похоже, единственный разумный выход в этой ситуации – действительно набраться терпения и ждать. Чего? Когда жизнь и реалии возьмут свое…